На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Квартира, дом, дача

210 301 подписчик

Свежие комментарии

  • НС
    показывали по ТВ пенсионера, по-жизни инженера. Он у себя на участке построил установку для переработки шин в нефть! ...Не лебеди на клум...
  • НС
    Очень красивый Самарский драмтеатр10 удивительных а...
  • НС
    скорее всего тут далеко не всё!   Много есть чего интересного в России.10 удивительных а...

Мода на эклектику: Топ-6 оригинальных домов Москвы

В буквальном смысле понятие «эклектика» значит «отборное», «избранное». Необычное направление стало популярным не только в изобразительном искусстве, но и архитектуре. Благодаря моде на эклектику в XIX веке в Европе появилось множество необычных зданий, сочетающих элементы разных стилей. О 6 эклектических сооружениях Москвы — в нашем материале

Усадьба Морозова

С этой фамилией связано несколько архитектурных объектов Москвы. Первые упоминания об усадьбе Морозова, расположенной в Подсосенском (некогда — Введенском) переулке, датируются концом XVIII столетия. Примечательно, что основная часть ансамбля сохранилась до наших дней: например, старинные палаты главного усадебного дома.

Изначально усадьба принадлежала фабриканту Плавильщикову, но в 1839 году известный московский купец Елисей Савич Морозов выкупил имение. Сын хозяина, вступив в наследные права, выстроил на территории новый дом, расширив, таким образом, усадьбу.

Здание (авторская задумка архитектора Чичагова) вобрало в себя весь архитектурный смысл эклектики. Изящная лепнина, украсившая фасад, картуш с буквой «М» — мимо нового дома Морозова трудно было пройти не остановившись. Интерьеры комнат соблюдены в русском ренессансном и классическом стилях. Продолжение эклектики можно увидеть в оформлении въездных усадебных ворот.

 

В 1895 году владельцем усадьбы стал старший сын Викулы Елисеевича Морозова — Алексей. Некоторые интерьеры были переделаны под вкус наследника. С этой целью пригласили начинающего, но уже успевшего о себе заявить архитектора Франца Шехтеля. Руке мастера принадлежат и другие морозовские здания: загородная усадьба Одинцово-Архангельское, особняк на Спиридоновке, подмосковная дача.

Внутренне оформление усадьбы во Введенском — вершина поэтики Шехтеля. Здесь расположены двухцветный кабинет, египетский вестибюль, библиотека в готическом стиле с резьбой и кессонированными потолками, гостиная рококо с французскими гобеленами и золоченым потолком. К работам были привлечены также художник Врубель и скульптор Коненков. Панно, созданные Врубелем на темы «Фауста», теперь можно увидеть в Третьяковке.

Последний хозяин усадьбы был ярым коллекционером, поэтому в доме находилось редкое собрание русского фарфора, икон и гравюр. Важен и тот факт, что коллекцию Морозов хотел завещать в дар городу, но не успел этого сделать. Революция и последующая национализация с усадьбой и всем, что в ней находилось, распорядились по-своему. Сегодня многие экспонаты бывшей морозовской коллекции можно увидеть в разных мировых музеях.

Расположение: Подсосенский пер., 21

Дом Кирхгоф

В конце ХIХ столетия доходный дом немки Клары Кирхгоф стал первым московским жилым «небоскребом». Эклектическая пятиэтажка, выполненная в розовом тоне, с «кружевными» балконами и причудливым чугунным литьем, — проект архитектора Ларионова. Большой балкон дома был сохранен вплоть до 80-х годов ХХ века. Но капитальный ремонт упразднил и главный архитектурный выступ, и «кружева». Правда, решеткам маленьких балкончиков повезло больше: их заменили новыми, хотя и с уверенным намеком на старину.

 
 

Дом известен не только как архитектурная ценность Москвы. Некоторое время в нем проживала сестра Антона Павловича Чехова — Мария, тогдашняя студентка отделения живописи Строгановского училища. Достоверность факта подтверждена самим Чеховым. «Маша живет там же, где и в прошлом году: Сухаревская-Садовая, д. Кирхгоф», — писал он Немировичу-Данченко.

В 30-50-х годах прошлого столетия здесь проживал известный театральный режиссер, актер Борис Толмазов.

Сегодня легендарный дом Кирхгоф всё так же узнаваем. До него можно добраться за десять минут пешком от станции метро «Сухаревская».

Расположение: ул. Садовая-Сухаревская, 17

Особняк купца Бахрушина

С фамилией Бахрушиных связана история нескольких домов Москвы, но в большей мере это владения однофамильцев или дальних родственников. Этот же особняк привлекает особое внимание: эклектический дом, автором которого стал «домашний архитектор» купцов Бахрушиных Карл Гиппиус, буквально восстал из пепла.

В 1812 году тогдашний особняк Тумановой был основательно поврежден пожаром. Домом не занимались до 1819 года, но во время ремонтных работ его не только восстановили, но и расширили. В разное время усадьбой владели купец Карцев, почетная гражданка Москвы Еремеева. И лишь в 1891 году дом приобрел купеческий сын Константин Бахрушин, который окончательно его перестроил в стиле эклектика.


Богатая лепнина фасадов, ярко-голубые стены, балкон с декоративными вазами, фронтон с монограммой хозяина… Внутри дома не менее роскошное оформление с камином и мраморной лестницей.

После революции особняк передали властям города. С 1933 года и по сей день в нем располагается Московская городская прокуратура.

Расположение: Новокузнецкая улица, 27\6, стр. 1

Доходный дом Бургардта-Гвоздецкого

Дом №9 на Арбате состоит из двух строений — 1-го и 2-го. Пятиэтажное здание №2 было достроено в 1909 году по проекту Эйхенвальда. Первая же часть доходного дома (собственность Осипа Бургардта-Гвоздецкого) появилась на центральной московской улице в 1974 году путем перестройки двух старых жилых зданий. Автор проекта — архитектор Гущин.

За всю свою историю легендарное сооружение несколько раз перестраивалось и видоизменялось. Неизменными остались детали, напоминающие о стилистической задумке авторов — эклектике. Оригинальный фасад декорирован мелкой лепниной. Витрины в доме появились в 1899 году благодаря архитектору Иванову-Шпицу.


До начала XX века в доме №9 на Арбате размещалась редакция популярного в то время журнала «Сверчок». Здесь также работали пекарня торговца Филиппова и шляпный магазин. Примечательно, что хлебная лавка на месте бывшей булочной несколько десятилетий просуществовала и в советское время.

В 20-х годах прошлого века в легендарном доме находилось кафе «Арбатский подвал», известное, в частности, тем, что в нем бывали Владимир Маяковский, Александр Блок, Борис Пастернак, Сергей Есенин и Айседора Дункан.

Последний этаж дома был надстроен в 90-х (проект архитектора Рубцова). Сегодня в здании расположен один из культурных комплексов Москвы. Дом считается важным градоформирующим объектом центра столицы.

Расположение: ул. Арбат, 9

Центральный московский ипподром

ЦМИ (Центральный московский ипподром) входит в список самых больших по стране. Это первый в мире рысистый и старейший ипподром в России. История уникального архитектурного объекта запечатлена в скульптурах «Диоскуры, укрощающие коней» (авторы — Клодт и Волнухин). Сегодня ипподром — часть опытной базы ВНИИ коневодства и научный полигон государственного значения.

Первые забеги состоялись в августе 1834 года, участие в заездах принимало всего 12 лошадей. Трибуны в виде 2-этажных беседок появились лишь три года спустя. Овальные беговые дорожки были обустроены через два десятилетия.

Главное сооружение ипподрома — авторский проект архитекторов Барютина и Кулагина (1899 год), именно они выиграли конкурс на оформление любимейшего места всех московских почитателей скачек. Фасадное здание ипподрома украшено портиком и башенками.


Увы, пожар 1949 года практически полностью уничтожил трибуны ипподрома. К возрождению утраченной части комплекса в 1953-1954 годах приступили архитекторы Жолтовский, Воскресенский и Скокан. Сегодня мы видим результат их работы: в частности, изящную башенку и массивный 8-колонный портик.

Не всегда большая открытая территория ипподрома использовалась по прямому назначению. Согласно документам, в 1880-х годах здесь проходили запуски воздушных шаров. В мае 1910-го на легендарном ипподроме состоялись показательные полеты-«восьмерки» на аэроплане известнейшего авиатора Уточкина. В разное время здесь проходили также боевые учения и митинги. Активные рысистые бега полностью возобновлены лишь в 2000-х.

Расположение: ул. Беговая, 22

«Дом с ракушками»

Знаменитый особняк Арсения Морозова (теперь Дом приемов Правительства России) расположен в самом центре Москвы. Автором проекта является архитектор Мазырин — именно он в 1893-1895 годах возвел необычный дом по заказу миллионщика Морозова.

В оформлении дома присутствуют элементы и эклектики, и модерна. Ярчайшее воплощение экзотического «неомавританского духа» одновременно удивляет и привлекает прохожих. Идею построить аналог португальского дворца Пена Морозов привез из путешествия, в котором находился вместе со своим другом Мазыриным. Здание, демонстрирующее черты стиля мануэлино, выросло на участке, подаренном миллионеру Морозову его матерью — Варварой Алексеевной.

Объектом насмешек и газетной критики усадьба стала еще на стадии возведения. Мать, видя архитектурные «забавы» сына, прозвала ее «домом дураков». Необычное здание упоминается даже в романе Льва Толстого «Воскресение»: проезжая по Волхонке, князь Нехлюдов размышлял о возведении «глупого ненужного дворца» какого-то глупца и «ненужного человека». Несомненно, речь идет об усадьбе Морозова.

Интересный факт: ранее на территории, где появился «дом с ракушками», располагался конный цирк Карла Гинне, который странным образом сгорел в загадочном пожаре 1892 года. Поговаривали, что поджог заказала сама Морозова, знающая, что денег на восстановление цирка у импресарио нет.

Больше всего неомавританский стиль дома заметен в оформлении парадного входа. Две башни, проем в виде подковы, причудливые колонны, лепнина в форме ракушек, ажурные аттик и карниз — всё это можно лицезреть и сегодня.

Внутри дома также сконцентрировалось разнообразие стилей. Здесь обустроены Рыцарский зал (парадная столовая, выполненная в псевдоготическом направлении), ампирная главная гостиная, в которой проводились балы, барочный будуар жены Морозова. Гости необычного дома могли наблюдать интерьеры, выполненные в китайском и арабском стилях.

Неожиданная глупая смерть Морозова (от заражения крови из-за самострела в ногу, произведенного на спор) прекратила эпоху миллионщика. Невероятно, но экзотический дом кутила-Арсений завещал свой любовнице — Нине Коншиной. Законная супруга Морозова пыталась отменить завещание мужа, ссылаясь на «психическое нездоровье» покойного, но безуспешно.

Советская эпоха «дома с ракушками» не менее насыщенна, нежели дореволюционная: здесь располагался штаб анархистов, проживали члены труппы передвижного театра Пролеткульта, находились иностранные посольства, редакции и международные общества. В начале XX века в доме обитали поэты Сергей Клычков и Сергей Есенин. В стенах необычного особняка несколько своих авангардистских постановок сделал знаменитый Эйзенштейн.

В 2003 году дом был основательно реконструирован, но главные архитектурные моменты сохранены и возобновлены.

Расположение: ул. Воздвиженка, 14

Источник

Картина дня

наверх