На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Квартира, дом, дача

210 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей
    Устала от затхлого запаха?😁😁😁.Так постирай хоть чем нибудь!!!Устала от "затхло...
  • Валентин Воробьев
    Пробовал чистить и выкинул. Вещь опасная для здоровья и бесполезная. Не чистит ничего."Дешевая меламино...
  • Алексей
    Зачем делать интерьер "визуально дороже"???5 доступных спосо...

Острая архитектура Чили: Аравена, Радич и другие

Первая ассоциация при упоминании современной архитектуры в Южной Америке – это, прежде всего, Оскар Нимейер и его бразильский модернизм. А где же Чили, спросите вы, эта небольшая страна, по форме напоминающая стручок фасоли? Чили созревает, Чили на подходе. Ситуация может скоро измениться. Да и уже стала меняться, когда в 2016 году Алехандро Аравена стал первым чилийцем, получившим Притцкеровскую премию.

Аравена, пожалуй, самый известный сейчас архитектор из этой небольшой южноамериканской страны (население более 17 млн. человек – по сути, это Москва и область). С 2009 года он, будучи основателем бюро Elemental, которое специализируется на общественно значимых проектах, занял довольно влиятельную позицию в мире архитектуры, входил в состав жюри Притцкеровской премии (2009–2015) – самой престижной архитектурной награды, да и сам её получил в 2016 году. К своим 48 годам медиа- и фотогеничный мастер преподавал в Гарвардской высшей школе дизайна, выступал с докладом для TED и стал новатором в области доступного жилья, проекты которого были выполнены в Чили, Мексике и США. А совсем недавно он закончил свой первый проект в Китае: новое здание для фармацевтической компании «Новартис» в Шанхае.

Офис «Новартис» в Шанхае

Теперь Аравена является куратором 15-й Венецианской архитектурной биеннале, которая стартовала в мае 2016 года.

Именно на этих всеобщих архитектурных смотринах в Венеции в 2014 году получили признание другие архитекторы из Чили – Педро Алонсо и Уго Пальмарола, которые удостоились «Серебряного льва» за проект «Монолитные дискуссии» (Monolith Controversies). Они привезли из дома бетонную монолитную панель с подписью чилийского президента Сальвадора Альенде – именно такие стали выпускать в Чили в начале 1970-х годов на заводе по производству панельных домов, который построил Советский Союз. Также архитекторы воссоздали квартиру в «панельке» с современными удобствами – пример того, где могут жить обычные чилийцы.

Педро Алонсо и Уго Пальмарола

Проект «Монолитные дискуссии»

Социально ответственный Алехандро Аравена

«Есть много людей, которые работают непосредственно в Чили и двигают искусство вперёд. Здесь существуют здоровая конкуренция и критическая масса. А когда у вас есть критическая масса, то вы не одиноки в своих попытках раздвинуть границы», – полагает Алехандро Аравена, главный офис которого находится в центре шумного Сантьяго.

Именно в столице Чили Аравена построил несколько зданий для кампуса Католического университета – альма-матер влиятельных чилийских архитекторов. К примеру, компактная, но в то же время массивная бетонная структура Центра инноваций Anacleto Angelini Innovation CenterUC (2014) выходит за рамки условности, бравирует своей брутальностью и выполняет функции климат-контроля для поддержания прохлады внутри здания. Атриум здания выполнен из дуба и стали и выглядит солидно, спокойно и официально: о цветном разнообразии американских или европейских кампусов здесь нет и речи.

Инновационный центр UC, Сантьяго, Чили

Стоит добавить, что Аравена построил для Католического университета множество зданий за последние двадцать лет. Самым первым проектом оказалась Школа математики (1999), а из наиболее метафоричных – башня «Сиамские близнецы» (2005).

Школа математики, Сантьяго, Чили

Башня «Сиамские близнецы» в Чили

Аравена хорошо известен своими проектами доступного и дешёвого жилья в Чили. Его наработки стали использовать и в других странах, например в Мексике (жилищный проект Monterrey Housing). Причём архитектор создаёт жилые «незавершённые» единицы, которые могут быть закончены непосредственно самими жильцами в собственном стиле. К наиболее известным проектам относятся Quinta Monroy в Икике (2003) и Villa Verde в Конститусьоне (2010), прибрежном городе, который сильно пострадал после цунами и землетрясения в 2010 году и нуждался в быстром восстановлении инфраструктуры и социального жилья. Аравена до сих пор вкладывает собственные средства в восстановление города, в том числе гонорары за осуществлённые проекты за рубежом (к примеру, за офис «Новартис» в Шанхае).

Социальное жильё, Монтеррей, Мексика

Социальное жильё Quintamonroy, Икике, Чили

Социальное жильё Villa Verde Housing, Конститусьон, Чили

Аравена демонстрирует новый тип архитектора, социально ориентированного и ответственного за дела, происходящие в его стране. Он находится в одном ряду с Сигэру Баном – не только в составе жюри и в качестве лауреата Притцкера, но и в плане филантропии.

Такой разнообразный Смилян Радич

Ещё один всемирно известный архитектор из Чили – Смилян Радич (не удивляйтесь югославской фамилии – в Чили каждый третий имеет эмигрантские корни). Он был удостоен чести построить своё первое здание в Англии – «неолитический пончик» для Serpentine Gallery в 2014 году. Как отмечала британская пресса, «подсвеченный кусок скалы, поддерживаемый валунами, был идеей, которая смотрит в будущее, так же, как и в прошлое», а в другой статье проект был назван чем-то средним «между внеземным яйцом и могильником эпохи неолита». Сейчас объект находится в саду галереи Hauser & Wirth Somerset в городе Брютон (Bruton).

Смильян Радич

«Неоготический пончик» для Serpentine Gallery

В Чили архитектор построил несколько домов, винный погреб, ресторан, театр и Музей доколумбового искусства (масштабная перестройка 2014 года). Радич берётся за небольшие проекты, потому что они могут быть реализованы довольно быстро и компактно.

Его дом для «Поэмы о прямом угле» (Poem of the Righ tAngle) (2012) – дань циклу послевоенных картин Ле Корбюзье. Футуристическое здание выглядит, словно обломок или выкорчеванный корень, который естественно прижился в лесу, а его интерьеры играют со светом и тенью.

Загородный дом Copper House 2 (2005) недалеко от города Талька полностью завёрнут в медные пластины и имеет пологую крышу: по словам архитектора, именно такие популярны в загородных домах в этой местности.

Медный дом, Талька, Чили

Реконструкция Доколумбового музея в Сантьяго создаёт драму из игры с полутенью.

Музей доколумбового искусства, Сантьяго, Чили

Винодельня Vik Vineyard (2014) в чилийской винодельческой Центральной Долинев коммуне Ранкагуа создаёт научно-фантастический пейзаж каменного века из воды и валунов. Под площадью находится винный погреб. Водная поверхность помогает охлаждать помещение.

Винный погреб

«Чтобы быть архитектором в Чили, необходимо быть вовлечённым в строительный процесс, самому искать материалы, находиться на стройке, – объясняет свои необычные проекты Смилян Радич. – Когда я создавал павильон для «Серпентайн», я действовал по той же схеме. Я пошел в карьер, чтобы искать камни».

«Азбука Морзе» от Матиаса Клотца

Архитектор Матиас Клотц (Mathias Klotz) превращает простые материалы, такие как необработанная древесина и бетон, в геометрические формы, близкие к цифровым технологиям, да ещё и мастерски играет со светом, тенью и линиями. Его библиотека Nicanor Parra – пример того, как современная архитектура может удачно вживаться в историческую ткань города. Здание находится на узкой улочке в исторической части Сантьяго, гармонично соседствуя с неоклассическими постройками прежних веков. Библиотека, носящая имя поэта Никанора Парра, сделана из бетона, стекла и дерева – простых материалов, которые добавляют ценности за счёт оригинального применения.

Матиас Клотц

Библиотека Nicanor Parra

В атриуме эффект падающих капель создаётся отнюдь не от дорогих светодиодов, а за счёт необработанной древесины, выкрашенной в черный цвет. А эффект мерцающих битов, проходящих через эфир, достигается на уличном фасаде за счёт распределения бетонных «коробок» – «азбуки Морзе» – и сплошного ленточного остекления (еще один приём модернистов – привет Ле Корбюзье и ван дер Роэ!). Аналогичная «азбука Морзе» применена в интерьерах – только там бетонные «коробки» выступают в качестве клумб.

Клотц объясняет нынешний успех чилийской архитектуры, во-первых, высоким уровнем обучения. В стране функционирует более 40 архитектурных школ. Учебные программы составляли ведущие чилийские дизайнеры XX века: Эмилио Дюар, Марио Перес де Арсе и Серхио Ларраин Эченике (фотограф). Во-вторых, после почти 17-летней диктатуры Пиночета «архитекторы стали свободно жить».

По словам Клотца, при всей свободе творчества в Чили важно учитывать природные факторы при проектировании зданий: землетрясения, извержения вулканов и сильные дожди.

Ветеран Ундуррага, перестроивший Сантьяго

Один из ветеранов архитектурного цеха Кристиан Ундуррага (бюро Undurraga Devés), основавший собственное бюро в 1977 году, внёс существенный вклад в изменение облика современного Сантьяго. Он перестроил общественную площадь перед президентским дворцом Ла Монеда, возвёл несколько успокаивающих музеев, часовен и разнообразных домов. Кроме того, ему принадлежит авторство чилийского деревянного павильона на Экспо-2015 в Милане. Архитектор настолько бережно отнесся к постройке, что после выставки конструкция была разобрана, а деревянные брусья заново использованы.

Кристиан Ундуррага

Деревянный павильон Экспо

Среди местных построек выделяется необычно лёгкий и медитативный музей святого Альберто Хуртадо в Сантьяго (2010). Белая бетонная стена с окнами разных размеров пропускает свет и создаёт величественно спокойную и ритуальную атмосферу внутри.

По словам автора, в Чили каждый работает по-своему, индивидуально, при этом во всех проектах наблюдается «тектоническое качество». «В Чили вы увидите местную интерпретацию модернизма. Но он грубее, при этом довольно поэтичен, – считает Кристиан Ундуррага. – Естьодин чисто чилийский аспект – это работа архитектора с материалами. Этот путь очень прямой и очень простой. В Чили мы сделали хорошее качество из нищеты».

С учётом местных реалий

Современные постройки в Чили разнообразны, как разнообразны их авторы. Да, в них есть эстетика модернизма, а не постмодернизма, который Радич называет «навязанным чилийцам». В то же время здесь можно найти утонченные и компактные постройки. В целом современная архитектура Чили подвержена влияниям различных мастеров – от Ле Корбюзье до португальского модерниста Альваро Сизы.

Наиболее популярными материалами являются необработанный бетон (Béton brut), дерево и камень, поскольку они дешевы и доступны. Бетон пользуется успехом ещё и потому, что придаёт объекту брутальный образ и требует минимального технического обслуживания. Древесина популярна за счёт своей экологичности, экономичности и изобилия: Чили экспортирует около $6 млрд древесины ежегодно. Несмотря на сельскохозяйственные успехи и крупные объёмы экспорта, Чили нельзя назвать самой богатой страной Южной Америки, поэтому строительные бюджеты и расходы на техобслуживание зданий здесь вполне скромные, и архитекторам приходится учитывать этот фактор. Дорогие материалы, такие как пластик, искусственные панели и стеклянные фасады (для небоскрёбов), в основном не используются.

Чилийские архитекторы осознают, что происходит в мире, при этом ориентируются на местные реалии. «Чили находится далеко от остального мира, и мы не являемся законодателями мировых трендов, – говорит Аравена. – И мы действительно обращаем внимание на вопросы, связанные с окружающей средой, материалами и рабочей силой».

Источник

Картина дня

наверх