Предлагаю совершить вояж по старым кварталам Вятки. Под катом честная подборка красивых вятских особняков, облезлой старины и дайджест домов-музеев знаменитых людей, проживавших когда-то в Кирове.
1. Хлынов - первое название города - было в ходу до 1781-го. Логично, что от непосредственно Хлынова тут мало что осталось. Облик города определяет именно купеческая Вятка.
Торговые лабазы на пешеходном участке Спасской улицы.
Торговые лабазы на пешеходном участке Спасской улицы.
2. Кировские улицы и фасады ухожены заметно хуже аналогичных по размерам региональных центров европейской части России. Тем не менее откровенной разрухи тут почти нет. Просто город слегка ветхий, с кое-где облупившейся и потускневшей краской, кое-где - с трещинами и дефектами. Такая потёртость с туристической точки зрения городу даже к лицу - погружение в историческую среду становится ещё более осязаемым.
3. Довольно противоречивая набережная А. Грина - главная на реке Вятке в городе. С одной стороны, в последние годы здесь уложили плитку, поставили стильные фонари, привели в порядок ограду. С другой - фасады выходящих на неё домов находятся в жутком состоянии.
4. Апартаменты в старинном купеческом особняке на главной набережной большого города с видом на реку. Как Вам? Какая стоимость жилплощади сразу рисуется в воображении?
5. Раздерихинский овраг.
6. Здание внешнеторгового банка 1911-го. Построено по проекту архитектора И.А. Чарушина. Вот ведь человек был! С его участием построена большая часть всех самых красивых зданий Вятки. В каждом посте про Киров и окрестности встречаюсь с его фамилией. Разве что до Белой Холуницы он не добрался.
Сегодня здание занимает местное отделение центрального банка:
7. В Кирове неожиданно обнаружилась высокая концентрация пешеходных светофоров, которые работают "по требованию", только после нажатия кнопки. С непривычки раз за разом я по пять минут проводил, стоя на красном светофоре, пока до меня не доходило, что надо нажать кнопку.
8. Здание общественного банка им. Фёдора Веретенникова 1913-го года, построенное по проекту архитектора И.А. Чарушина. Основатель банка - Пётр Веретенников, московский купец родом из Вятки. Банк назван именем его отца. Есть спорная версия, что Фёдор был родом из Слободского. В таком случае, на лицо удивительное совпадение: именно Слободской на полтора века ранее подарил России первого частного банкира Ксенофонта Анфилатова.
В советские годы в здании располагался вятский горком комсомола:
9. Здание напротив банка. На фото слева виден кусок жёлтого здания - это дом Татаурова 1795-го, одно из первых каменных зданий по регулярному плану города 1784-го года. В начале XX-го века к нему пристроено кирпичное здание что на фото. На мой взгляд, их можно рассматривать как два отдельных дома, хотя носят они один адрес.
10. На главной улице Кирова: слева - кондитерская С.О. Якубовского, входившая в его усадьбу, справа - дом Королёвой. Оба второй половины XIX-го века, оба в довольно облезлом состоянии. На правом ещё и серп-и-молот на центральном барельефе сохранился:
11. Дом купца Кириллова (1900). Богатый торговец выстроил передовой и яркий по тем временам дом, с подвалом, лавкой, водопроводом и канализацией. Благодаря удачной дислокации дом своей торговой роли не потерял. На втором этаже, говорят, до сих пор коммуналки.
12. Ещё один дом без адреса. Шириной в два окна, но при этом с красиво декорированным чердаком. Напоминает Бельгию:
13. Здание родовспомогательного отделения губернской больницы 1904-го года. До сих пор здесь появляются на свет новые вятчане:
14. К Александровскому саду примыкает Преображенский монастырь. В советские годы он был сильно разрушен и восстанавливаться стал, судя по всему, только недавно. Постройки пребывают в разных степенях разрухи и заброшенности. Полностью восстановлен только главный Преображенский храм (будет в пятой части). Территория закрыта, ведётся реконструкция. Фотографировать можно только то, что выходит фасадом наружу, либо если видно через забор. Монастырь застраивался на всём протяжении своей истории, с XVII-го по XIX-й века. Из-за этого сложилась любопытная ситуация: по отдельности монастырские постройки представляют собой прекрасные образцы архитектуры своих эпох, но вместе образуют эклектичную сборную солянку, не складывающуюся в единый ансамбль. Возможно, реставрация это как-нибудь сгладит.
На фото - настоятельские палаты конца XIX-го века. Сегодня они к монастырю как-то даже не относятся, в них расположены медицинский центр, ДЮСШ и несколько спортивных залов:
15. Каланча 1873-го года. По-прежнему принадлежит пожарным, по-прежнему является одной из высотных доминант центра Вятки. Я издали принял её за колокольню:
16. Где-то совсем в стороне от центральных улиц нашли вот такое чудо - вторая мужская гимназия 1906-го. Архитектор, конечно же, Чарушин. Буквы на фасаде, идентифицирующие её как "Дом союзов организованного пролетариата", неплохо вписались в стиль дома и выглядят будто даже аутентично:
17. Дом П.Ф. Савинцева 1881-го года, построенный близ уже не существующего Александро-Невского собора, на месте которого сейчас филармония. В настоящий момент особняк занимает вечерняя школа.
18. Особняк Прозорова (1872), как и предыдущий дом расположенный в окрестностях площади Революции, где когда-то стоял Александро-Невский собор. Принадлежность к московскому коммерческому ВУЗу чётко обозначена на фасаде:
19. Мастерская учебных пособий. Построена до революции, открыта в 1920-м. Изначально это была фабрика различных учебных принадлежностей, в советские годы - полноценный завод, производивший, например, станки и даже военную технику. Сегодня, судя по плакатам и ограждению, скрывающим фасад, пустует и сдаётся в аренду:
20. Прямо-таки готический особняк Левитского 1910-го года. В нём расположена кофейня. Внешний вид дома, пожалуй, делает ей лучшую рекламу - попить кофе в этом здании кажется очень соблазнительной затеей. Мы, впрочем, удержались.
21. Шикарный доходный дом В.Д. Сычугова 1908-го года. Говоря современным языком, доходный дом строился хозяином для последующей сдачи квартир в нём в аренду. Так богатые становились ещё богаче.
После революции дом стал государственным, а квартиры в нём - коммунальными. С 1923-го здание начали использовать как гостиницу. Сперва - для крестьян. И название дали соответствующее - "Дом крестьянина", позднее трансформировавшееся в "Дом колхозника". Сегодня это название режет ухо - обычно так называют гостиницы ну совсем совкового уровня.
С 1979 года гостиница стала обычной и получила название "Колос". Сегодня здесь - весьма претенциозная гостиница "Губернская". Как видно, первоначальной своей сути здание если и потеряло, то совсем чуть-чуть.
22. И ещё один старинный особняк - дом Лаптевых - семьи богатых купцов-старообрядцев, занимавшихся в Вятке кожевенным ремеслом. В своём доме они содержали старообрядческую молельню. Есть версия, что один из членов лаптевской династии стал первым владельцем автомобиля в городе.
23. Дом художников 1958-го года. Удивительно богато декорирован для тех лет. Да и, по-моему, его даже старались выдержать в стилистике вятской архитектуры. Союз художников России располагается здесь и по сей день. В соседнем здании слева - отдел, отвечающий непосредственно за Дымковскую игрушку - создание, обучение ремеслу и т.д. Там есть и музей, и фирменный магазин. Попасть в некоторые подвалы дома слева можно только через основное здание Дома художников.
24. Дом Еськовой 1824-го. Считается одним из немногих сохранившихся в Кирове деревянных зданий в стиле классицизма. С 2013-го года с дома пытаются снять статус объекта культурного наследия и снести. Пока стоит. Хотя объявления "продажа / аренда" на фасаде не к добру.
25. На удалении от исторического центра Вятки тоже встречаются красивые дореволюционные дома - уже в начале XX-го века город стремительно расширялся. Вот например здание начального училища 1913-го. В годы войны здесь размещался эвакогоспиталь, сейчас - дом детского творчества:
26. Александровский костёл города Кирова, построен в 1903-м при участии Чарушина, преимущественно для польской общины. Поляком, к слову, был и отец самого известного выходца с Вятки - писателя Александра Грина. Сегодня тут располагается органный зал. Местная католическая община собирается в приходском доме в другом месте. Провести службу в здании костёла им дали лишь пару раз.
27. На перекрёстке Казанской и Спасской, откуда мы начали прогулку во второй части, расположились товарные лавки конца XVIII-го века (они чуть-чуть не застали Хлынов) и восстановленная колокольня Спасского собора:
28. А вот и сам Спасский собор 1769-го года. Вернее то, что от него осталось. В советские годы его обезглавили, колокольню снесли. Внутри располагалось общежитие педагогического института. По официальным данным собор восстанавливают, хотя, честно говоря, не заметно:
29. Довольно мрачно и фактурно смотрятся корпуса дореволюционного исправительного арестантского отделения. С 1942-го года здесь разместились цеха эвакуированного из Ярославля кордного завода. Производились здесь в основном ткани для оборонки и промышленности. Позднее завод стал Кировским текстильным комбинатом, а в наши дни выродился в ООО "Вяткатехноткань", занимающее лишь часть заводских зданий. Остальные сдаются под офисы.
30. В самом центре города привлекает внимание крупный дом с полностью забитыми окнами. В первых двух этажах с трудом угадывается что-то как минимум довоенное. Последних жителей со скандалом расселили ещё в 2012-м. С тех пор дом обещают снести, но он так и стоит, наводя тоску на прохожих. Вроде бы даже он находится в числе исторических объектов, подлежащих сохранению, но по-моему момент, когда здесь ещё можно было что-то сохранять, уже упущен.
31. Доживающая свой век деревянная застройка центра Кирова:
32. Ещё один пример. Этот дом должны были снести ещё в 2014-м и на его месте построить многоэтажный жилой дом.
33. А вот и здание, сохранившееся ещё со времён Хлынова. Старейшая гражданская постройка Кирова и Кировской области - питейный дом 1771-го года. Он же ошибочно именуется приказной избой. Сейчас в нём располагается музей вятских народных промыслов. Дом, кстати, не ахти в каком состоянии.
Забавно, что старейшим зданием города, наряду с церквями, является рюмочная:
34. На полдороги от центра к вокзалу обнаружился симпатичный домик. Это дача С.О. Якубовского 1895-го года - тогда это ещё был пригород. Он, кстати, тоже поляк, и его "городскую" усадьбу мы видели на фото №10. С 1923-го здание передали под юрисдикцию железных дорог. Этому ведомству оно принадлежит и сегодня - в нём находится кировский музей железнодорожного транспорта:
35. Дом Хохрякова 1860-го, в котором в своё время жил вятский композитор В.А. Сенилов. Сегодня в нём расположен музей "Вятская кунсткамера". Помимо коллекций фарфора, часов и мебели здесь, как и в Питере, представлены некоторые образцы биологических девиаций, как то: сросшиеся близнецы, младенец-циклоп или скелет наркоманки:
36. Киров весьма богат на дома-музеи. Сюда часто ссылали, как потом оказывалось, талантливых людей. Да и сама Вятка была богата на самородков.
Один из основных - дом-музей Салтыкова-Щедрина. Писатель был сослан в Вятку в 1848-м и прожил здесь 7 лет. Жильё он снимал во флигеле усадьбы Иоганна-Христиана Раша, в котором в 1968-м году был организован его музей (на фото). Как минимум ещё один его музей есть на родине писателя, в селе Спас-Угол под Талдомом в Московской области.
37. Дом-музей художников братьев Васнецовых.
38. Дом-музей Грина, по-хорошему, к писателю не имеет никакого отношения. Семья Гриневских действительно жила в этом месте до 1894-го года, но в совершенно другом доме. То здание снесли в 1902-м, на его месте построено то, что сегодня называется "домом-музеем" - дом А.Г
Морозова. Внутри, вроде бы, и вещей, имеющих отношение к писателю, почти нет. Но домик красивый:
39. Ещё один дом-музей в Кирове - Циолковского. Надо бы посчитать, в скольких городах уже встречались музеи, связанные с его именем. Здесь, в усадьбе Шуравиных (1858), он прожил всего несколько лет. Рядом, кстати, строится детский космический центр. Непонятно, как футуристическая конструкция в стиле правительства Московской области в Красногорске впишется в улицы старой Вятки:
40. Наконец - дом-музей вятского живописца Н.Н. Хохрякова. Наибольшую известность ему принесли пейзажи вятской природы, два из которых можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Также много занимался музейной деятельностью, став одним из основоположников художественно-исторического музея в городе. Теперь у него есть и свой музей:
В Кирове море всяческой старины на любой вкус - и в оригинальном обветшавшем виде, для тонких ценителей, и в отреставрированном, для крепких хозяйственников. И деревянной, и каменной; и типично русской, и эклектичной. Для города своего размера сохранность Хлынова просто потрясающая. Всех его красот не покажешь, да и незачем.
Свежие комментарии