На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Квартира, дом, дача

210 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей
    Устала от затхлого запаха?😁😁😁.Так постирай хоть чем нибудь!!!Устала от "затхло...
  • Валентин Воробьев
    Пробовал чистить и выкинул. Вещь опасная для здоровья и бесполезная. Не чистит ничего."Дешевая меламино...
  • Алексей
    Зачем делать интерьер "визуально дороже"???5 доступных спосо...

В гостях: «Квартира профессора Преображенского» на Чистых прудах

Хозяйка квартиры реконструировала дореволюционный интерьер с аутентичным паркетом, лепниной и антикварной мебелью в исторических стилях

Художественное чутье и знания в области истории интерьера и мебели помогли хозяйке дома, декоратору Елене Боташевой, реализовать задуманное: реконструировать бывшую коммунальную квартиру в духе дореволюционного интерьера, каким он мог бы сохраниться от профессора Преображенского и перейти его гипотетическим внукам.
by Нина Фролова
by Нина Фролова
 
Место: Квартира в старом доме на Чистых прудах в Москве
Площадь: 150 кв.м
Кто здесь живет: Рустам и Елена Боташевы с детьми и котом
Автор проекта: Хозяйка квартиры
История: Дом 1910 года в стиле неоклассицизма с элементами модерна.
Фото: Нина Фролова, панорамные фотографии — из архива хозяев
by Нина Фролова
«Чистые пруды — единственный район, где можно еще увидеть из окна старую Москву. Здесь сохранились одноэтажные жилые дома с палисадниками, дворец Волковых-Юсуповых, дом Сухово-Кобылина»— рассказывает хозяйка Елена, она же автор проекта.
by Нина Фролова
Дом был построен в 1910 году в стиле неоклассицизм с элементами модерна. Он облицован плиткой. Входной портал — с элементами классического ордера. Здесь жили юристы, профессора, врачи  молодые специалисты с семьями. 

«Я решила, что у нас будет квартира, куда профессор Преображенский мог бы переехать в 1910 году. Придумала, что часть вещей, доставшихся в наследство, он мог бы привезти с собой, что- то докупить, какую-то мебель могли бы приобрести его дети, внуки, если бы семья из поколения в поколение жила в этой квартире, — говорит Елена Самая старая вещь в квартире  стол 1770 года в стиле раннего классицизма. Такой «древней» мебели даже в российских музеях очень немного! Есть русский «усадебный ампир», мебель «в стиле рококо», модерн, словом все то, что могло быть актуально в то время, когда был построен дом. В интерьер гармонично вписались стулья 1920-х и кресла 1930-х годов, а также более современная мебель 1950-1960-х годов. В процессе декорирования появилась мебель, выполненная по собственным эскизам. Это живая эклектика, которая могла бы появиться здесь естественным путем.
by Нина Фролова
Мы долго искали квартиру, которой не коснулся бы «евроремонт». Особенной перепланировки здесь не сделаешь: все стены либо несущие, либо частично несущие, — продолжает Елена. — Поэтому мы сделали не ремонт, а, скорее, реставрацию, восстановление исторического облика квартиры».

От входной двери, прямо, через прихожую  вход в просторную гостиную с двумя узкими окнами и балконом, выходящим на старинные дворянские усадьбы. Слева  комната сына Бориса, которая в его отсутствие служит кабинетом.

От прихожей до кухни тянется длинный коридор, в нем пять дверей. Двустворчатые двери с левой стороны ведут в нынешнюю хозяйскую спальню, затем  дверь в комнату дочери (в дореволюционной планировке на ее месте находились две спальни хозяев). С правой стороны — дверь в ванную комнату и небольшой санузел с душевой кабиной. Последняя дверь перед кухней ведет на черную лестницу, что типично для дореволюционных домов.
by Нина Фролова
В комнатах сохранилась лепнина на потолке и оригинальный паркет: «У старого дубового паркета планки толщиной около 2 см, его можно циклевать до бесконечности», — замечает Елена. Черные полосы рисунка — из дерева породы махагон. В каждой комнате рисунок паркета особенный. 

«Если бы мы сделали перепланировку, то потеряли бы паркет и лепнину. Планировка показалась нам оптимальной, разве что нет гардеробной комнаты. Но и лишних вещей у нас нет», — поясняет хозяйка. Для 1910 года дом был построен по самой прогрессивной технологии: в нем не было каминов, зато в подвале была кочегарка, и по системе вентиляционных шахт оттуда поступал теплый воздух. — «Сейчас, конечно, никакой кочегарки уже нет, но латунные резные решетки вентиляции стоят на своих прежних местах и служат неплохим декором».
by Нина Фролова
Елена с мужем восемь лет прожили в Канаде: «Муж учился и работал. Я делала копии картин Ван Гога на продажу». Хозяин квартиры Рустам Боташев занимается управлением активами и инвестициями. Елена закончила Московскую текстильную Академию по специальности «художник-модельер», работала как театральный художник, реставратор антикварной мебели. Работает дизайнером-декоратором, а также читает
лекции по истории мебели для студентов Британской академии дизайна и в проекте «ЧУ.ДО». Я могу рассказать о каждом предмете в квартире. И принципиально не хожу по антикварным салонам — обычно покупаю мебель по объявлениям в Интернете», — делится автор проекта.

У углового шкафа-витрины и ломберного столика, стоящих в гостиной, более необычная история: «Однажды муж из окна своего офиса в центре Москвы увидел старинную мебель, которую трудолюбивые рабочие безжалостно выбрасывали в строительный контейнер: ломберный столик, угловой шкаф и кресло. Мебель была в чудовищном состоянии», — говорит Елена.
Все шторы в квартире хозяйка сделала сама: «Длина каждого полотнища — 3,5 м. Полтора года я собиралась с духом, боялась браться шторы для гостиной. Здесь четыре разных ткани и тесьма двух видов, внутри — ткань блэк-аут. Полтора месяца все это лежало на полу, пока я раскраивала и подшивала».

Об интерьере своей квартиры Елена говорит так: «Моей целью было оформить квартиру гармонично и пользоваться каждым предметом, который у нас есть. Часть мебели досталась нам вместе в квартирой — например, стулья в гостиной. Я переобила их тканью Henry Bertrand, в рисунке которой соединяются модерн и ампир. Долго просматривала каталоги в поисках подходящей ткани: ее делают под заказ с точностью до сантиметра».
by Нина Фролова
Зеркало в резной раме, висящее справа от окна в гостиной — фамильная ценность: «Это зеркало в стиле барокко конца XVIII века досталось мне от дедушки. Старые ореховые зеркала обычно огромные, но это когда-то разбили, и дед все лишнее отрезал, оставил только резную часть рамы и подзеркальный столик. Я реставрировала его сама, своими руками. Примерно четырнадцать лет назад я начала реставрировать мебель училась по пособию в картинках, читала книги по реставрации, практиковалась.
Потом я закончила «Дизайн-Мастерские» — курсы по дизайну интерьера, добрала недостающие знания в области оформления интерьера», — рассказывает хозяйка.
by Нина Фролова
Шкатулка досталась Елене от прадеда, он был главврачом железнодорожной больницы в Москве.
by Нина Фролова
Пианино J. Becker — от подруги, которая живет в доме напротив. «В ее доме была тотальная реконструкция, все вынесли, а пианино осталось последним — его нужно было срочно спасать. Старинные пианино невероятно тяжелые. Для того чтобы перенести его, сняли с петель огромную дверь, прикрутили к ней мебельные колеса, которые я заранее купила. Рабочие прикрутили их на дверь, получилась тележка-подиум. Поставили на нее пианино и так и катили по проезжей части до дома. Проезжающие мимо водители притормаживали и просили дать поиграть», — вспоминает хозяйка.
by Нина Фролова
by Нина Фролова
Поднос в стиле французского модерна — из Канады. Зеленая ваза куплена там на блошином рынке за пять долларов, фужеры — на благотворительном базаре. «Штоф 1960-х годов достался нам вместе с квартирой. Штоф с гравировкой — прабабушкин», — рассказывает Елена.
by Нина Фролова
«Шкаф в стиле рококо — первая вещь, которую я в 1995 году купила в антикварном магазине на Фрунзенской. Рядом стоят мои работы — раньше я писала маслом в студии, теперь дома, — продолжает она.

Стоящий у окна мольберт в стиле рококо хозяйка привезла из Канады в прошлом году. В собранном виде его высота — 1,8 м. «Это был гараж-сейл, — вспоминает Елена. — Перед домом среди прочих вещей на фронт-ярде был выставлен мольберт, который продавался за копейки как ненужная вещь — он стоил всего 25 долларов. Когда муж увидел меня с ним в дверях, сказал: «Вези обратно!» Но я уговорила Рустама, и мы смогли перевезти мольберт в Москву.
by Нина Фролова
Слева от входа — бледно-голубая комната сына, ныне кабинет хозяев: «Борис сейчас учится за границей, к нам приезжает на каникулы».
by Нина Фролова
«На потолке в комнате сына лепнина в стиле «рококо», самом женственном из всех исторических стилей. Для того чтобы сгладить излишнюю игривость лепнины и сделать интерьер более лаконичным, я заказала книжные шкафы и диван в стилистике «сталинского ампира» на фабрике в Чебоксарах по своим эскизам. Цвет согласовали с производством, но я расплакалась, когда привезли мебель, цвет был совсем детский! Пришлось выдавить на тряпку тюбик черной масляной краски и весь зеленый цвет «притереть», — вспоминает Елена. — Получилось ровно, то что нужно».
by Нина Фролова
С корпусной мебелью, сделанной на заказ, соседствуют ампирные кресла: «Это русский усадебный ампир. На одном из них сохранилась старая позолота, оно не моложе 1820-го годов. Кресла собирались по отдельности, одно я купила у семьи дворянских потомков. Второе мы с мужем купили на Измайлово — нам в тот день после этого не хватило денег на хлеб», — смеется хозяйка. На стене в кабинете — «Бык», работа художника А.Зарипова.
by Нина Фролова
По контрасту с холодной расцветкой стен комнат, коридор покрашен в теплый цвет желтого песка — California sand. По всей квартире хозяйка установила высокие плинтусы. «Старые полы неровные, поэтому устанавливать плинтусы было очень сложно», — поясняет она.
by Нина Фролова
На месте комнаты дочери в дореволюционной планировке квартиры располагались две соседствующие друг с другом спальни — мужская и женская. Благодаря этому Елена поделила комнату дочери на две зоны — публичную и приватную, каждая из которых имеет свой цвет. В комнате Вероники два основных цвета — сиреневый и зеленый, которые она выбрала сама. 

Кровать сделана в стиле модерн. В изголовье — фанеровка кленом «птичий глаз». С покупкой кровати столетней давности у хозяйки связана еще одна необычная история: «Я купила ее по объявлению, в котором дословно было написано: «Эксклюзифф. Кровать с виндзилями». Когда я это увидела, поняла, что надо ехать, смотреть. Оказалось, ее хозяин купил дачу-развалюху, где и была эта кровать. Пришлось нам ее по частям кидать со второго этажа прямо в снег — кровать изрядной тяжести, и по-другому ее вынести не получалось». Покрывало на кровати Вероники Елена сшила сама.
by Нина Фролова
Между бледно-зеленой кабинетной частью комнаты, где стоит рабочий стол, зеркало и два шкафа (винтажный и простой белый гардероб из ИКЕА), и приватной сиреневой — с кроватью, креслом, прикроватным и журнальным столиками, Елена встроила витраж. «Его мы с Вероникой отрисовали сами», — рассказывает она. 
by Нина Фролова
Веронике 15 лет, среди ее увлечений — гимнастика и балет. На шкафу у кровати висят маленькие розовые пуанты. «Дочка танцевала в пуантах с подписью «Волочкова». Преподаватель Вероники, работавшая в Большом театре, принесла ей эти пуанты — в мастерской явно перепутали размер», — рассказывает Елена. 
by Нина Фролова
Резной прикроватный столик раньше принадлежал Елене Сергеевне Шиловской (последней жене Михаила Булгакова).
by Нина Фролова
Винтажные стол и кресло, стоящие в приватной части комнаты Вероники, достались хозяевам вместе с квартирой.
by Нина Фролова
«Моя подруга Елена Кульжик подарила мне керамическую столешницу, и мы вмонтировали ее в этот журнальный стол», — показывает хозяйка.
by Нина Фролова
В рабочей зоне под окном стоит антикварный письменный стол: «Мебели такого возраста даже в музеях немного, — поясняет Елена. — Я не планировала покупать его, у Вероники уже был стол. Но на окраине Москвы в блочной девятиэтажке продавали зеркало эпохи модерна. Мы поехали туда с подругой, с которой вместе собираем антиквариат. От предыдущих хозяев там осталось много разбитой антикварной мебели. Стол был «убитый», на нем стояли антикварные тарелки, кузнецовские блюда. Пока подруга смотрела зеркало, я приглядела для себя тарелки… и стол. Отдала его на реставрацию специалисту из музея-усадьбы «Архангельское» — директор музея отметила, что это большая находка».
by Нина Фролова
Гнутый шкаф 1960-х годов был куплен вместе с квартирой: «Я отдельной строкой прописала в контракте, что покупаю квартиру только с этой старой мебелью», — рассказывает хозяйка.

Зеркало раньше стояло в музее А.С. Пушкина в городе Уральск в Казахстане, потом часть экспозиции была списана и распродана.

Антикварному карабахскому ковру более ста лет. В нем сочетаются традиционный стилизованный геометрический орнамент и натуралистичные розы с птичками по кайме, причем все разные. «После присоединения Кавказа к России туда приезжали офицеры с женами и со своей обстановкой. К их мебели традиционные ковры не подходили, поэтому появились эти новые формы», — замечает Елена.
by Нина Фролова
На шкафу и на подоконнике в комнате Вероники, а также во многих других местах квартиры лежат подушки для кота Шумафея: «Шума много перемещается по квартире в течение дня, осваивает все места. Кота мы нашли на автомойке — он был на длинных тощих ногах, с облезлым хвостом. Он у нас не помоечный, он — «моечный», — шутит хозяйка. — Раньше он был Шумахер, но потом мы стали звать его «по-русски» — Шумафей».
by Нина Фролова
Фаянсовую головку хозяйка привезла в прошлом году из Шанхая.
by Нина Фролова
Высота потолков в квартире — 3,5 м. В каждой комнате — лепнина в своем стиле. «Тут есть все стили, которые были популярны в начале XX века, они же здесь и в мебели. В кабинете — рококо, в гостиной — ампир, в спальне — неоготика», — рассказывает Елена. В обеих частях комнаты Вероники — модерн в двух его проявлениях. Так как на этом месте в дореволюционной планировке были рядом две хозяйские спальни — для жены и для мужа — на потолке узор лепнины имеет подчеркнуто разный характер: в одной комнате он более «мужской», геометрический, а рядом — «женский», растительный с прихотливыми изогнутыми линиями.
by Нина Фролова
«В комнате Вероники был самый сложный потолок, с большим заплесневелым пятном, которое мы вывели с огромным трудом», — говорит Елена.
by Нина Фролова
«Потолок в гостиной до ремонта был покрашен масляной краской. Две недели ее размывали маленьким шпателем. В спальне много элементов лепнины не хватало, пришлось отливать их заново. К счастью, у строительной бригады был навык реставрации посольских особняков. Всю лепнину я расписывала сама: в гостиной — в три разных по насыщенности голубых цвета, в спальне — в два», — рассказывает хозяйка.
Мой Домl
by Нина Фролова
На месте спальни площадью 32 квадратных метра по дореволюционному проекту была столовая — изголовье кровати Елена установила в нишу для буфета. «Панно в изголовье я сделала из верхней фронтальной доски пианино «Красный Октябрь». Напольный ковер купила по объявлению, ему около 50-ти лет, он идеально подошел под покрывало Ralph Lauren, как будто они из одной коллекции», — говорит хозяйка.
by Нина Фролова
В нише встроенного гардероба, сделанного по эскизам хозяйки, расположился письменный столик 1900-го года: «Он фамильный — еще мой дедушка за ним делал уроки», — замечает Елена. Над ним на стене небольшая витрина с разными мелочами: «Мы с подругой купили целый гараж-«ракушку» с антикварной мебелью и прочими вещами. Подруга забрала мебель, а мелочи достались мне».

Французские лампы с ручной росписью по стеклу хозяева привезла из Голландии. «Вместо магнитов на холодильник», — шутит Елена.
by Нина Фролова
Два больших кресла, списанных из гостиницы «Советская», остались от прежней хозяйки квартиры. «Они очень удобные, внутри — конский волос, я только перетянула их бельгийским бархатом с эффектом потертости», — замечает дизайнер. 

Зеркало в стиле модерн приехало с Плющихи, где было общежитие дореволюционной текстильной фабрики «Красная роза». «Владелец фабрики, француз, подарил его в начале XX века девушке-работнице, за которой ухаживал. Но тут случилась революция, и он уехал. А девушка всю жизнь прожила в этом общежитии, проработав ткачихой на фабрике», — рассказывает Елена. В спальне зеркало встало ровно под потолок: «В квартиру его передавали на руках через перила, иначе оно никак не проходило по лестнице».
by Нина Фролова
Ремонт квартиры хозяева провели максимально бережно по отношению к первоначальному замыслу дореволюционного архитектора, убрав все наслоения советского времени, за исключением винтажной мебели. Единственное, от чего избавились в квартире — от лишних дверей, их было невероятное количество. Оставшиеся реставрировали и вешали на те же петли, сохранили латунные ручки. 

В квартире два санузла — «мужской» и «женский»Небольшой «мужской» санузел сделали на месте прежней кладовой. Он расположен ближе к кухне и оформлен в современном стиле. В «женскую» ванную комнату ведет дверь с фрамугой, в которую встроен витраж.
Мой Дом 
by Нина Фролова
Ванная комната объединила три помещения: ванную комнату, туалет и шкаф. «Среди коммуникаций проходят несколько разных труб, от которых невозможно было избавиться. Пришлось поставить перегородку, чтобы отделить туалет. Я придумала сделать в ней выдвижной ящик для белья», — говорит хозяйка. Табурет в ванной куплен в ИКЕА, Елена сшила на него подушку в цвет плитки.
by Нина Фролова
Ванная отделана плиткой в два цвета: квадратной цвета слоновой кости — в верхней части стены и «кабанчиком» селадонового цвета — внизу. «Плитку, подходящую стилистически и по цвету, выбрали на Нахимовском проспекте. У нас не было ни одного углового элемента, но мастера подрезали ее под 45 градусов», — вспоминает Елена. Сантехническую арматуру выбрали в стиле ретро.
by Нина Фролова
Подстольем для широкого умывальника служит нижняя часть буфета 1900-х годов, купленная в полуразвалившемся состоянии и заботливо отреставрированная. «Внутри буфета жили мыши!» — вспоминает хозяйка.
by Нина Фролова
На углу коридора и кухни дизайнер повесила аптечку, небольшой расписной ящик столетней давности, который она сама реставрировала: «Эта вещь сохранилась у моей тетушки, такие недорогие изделия продавались на ярмарках, это — «народный» модерн».
by Нина Фролова
by Нина Фролова
Кухня расположена в самом конце коридора. «На потолке здесь была вагонка, на стенах — клеенка и старые обои. Газеты под ними были вплоть до революционных», — вспоминает хозяйка. На полу в кухне метлахская плитка — того же цвета, что и до ремонта. Маленькие квадратики плиток с цветочками сохранили из старого пола кухни: «Они были толще на 2 см, чем современная метлахская плитка, пришлось их аккуратно срезать».
by Нина Фролова
Под потолком над рабочей зоной кухни и в коридоре проходят медные трубы, сделанные на заказ. «Трубы с медным напылением на оцинковке стоят очень дорого, а у знакомых на даче нашлись медные листы, покрытые патиной. Я купила их, почистила, но чтобы сделать из них трубы, надо было найти клепальщика — это вымершая профессия! Однако такой нашелся на даче среди соседей. Медные болты и гайки в тон к трубам он снял со списанного двигателя «Жигулей», — рассказывает Елена.

Кухня: Lube
by Нина Фролова
Антикварный изразец с зайцем, расписанный вручную и датирующийся серединой XVII века, хозяева купили в Амстердаме.
by Нина Фролова
Кружевную скатерть, связанную вручную крючком, хозяйка привезла из Канады. Голубые льняные занавески сделаны на заказ в Иваново. Под одним из окон кухни в стене глубиной 90 см есть холодный шкаф.
by Нина Фролова
by Нина Фролова
Верхняя часть отреставрированного буфета с заброшенной дачи (низ которого стоит в ванной комнате) встала в углу у окна на кухне. На нем — фотография мамы Елены в голубом паспарту.

Благодаря фантазии Елены и ее энтузиазму в поиске и реставрации старых вещей, в квартире получилось воссоздать подлинный дух старой Москвы.

Картина дня

наверх