На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Квартира, дом, дача

210 301 подписчик

Свежие комментарии

  • Igor Shumarin
    А как теперь с ипомеей? Сажать будем?  Или теперь уже нет? Вроде всегда использовалась в вертикальном озеленении.Что такое вертика...
  • Алексей
    Номер 12.Не открывайте двери,прикинтесь,что Вас нет дома😁😁😁.И не понадобятся все описанные 11.😁11 лайфхаков, как...
  • Алексей
    Какие мля сахара??? Автор иди химию поучи,и не пиши всякую чушь.Как использовать ...

Прислушайтесь к деревьям: о чем говорит ваш сад

by Rinne Allen

В деревьях живут звуки
Я обнаружил, что в деревьях живет целое разнообразие звуков. Каждый звук рассказывает о жизни дерева и тех, кто в нем живет. Вокруг деревьев развивается сообщество из тысяч связанных друг с другом особей. Мы можем даже услышать, как они между собой взаимосвязаны.

Независимо от того, где вы находитесь, с наступлением сумерек окружающая природа вокруг наполняется множеством различных звуков от деревьев. Такое торжество голосов насекомых, птиц, обезьян и шелестящей листвы особенно ярко и громко в тропических лесах Амазонки. На Манхэттене же царит хор из воробьев, обустраивающих гнездышки, проносящихся вагонов метро и голосов людей на улицах.

Эти звуки — проявления внутренней природы деревьев. Если бы не связи и некая «социальная сеть» между деревьями, они бы завяли и умерли. И это не метафора или мистическая фантазия. Каждый листочек состоит не только из растительных клеток, но и из десятков микроскопических бактерий и грибков. Без этих внутренних компонентов листок легко подвержен болезни и засухе. Листик — это целое живое сообщество, построенное на связях.

То же самое и с корнями. Кончик корня буквально погружен в самое сердце жизни, окруженный микробами и грибками в постоянной химической реакции с растительными клетками. Растение дает пищу своим «спутникам», а они, в свою очередь, питают растения минералами и водой.
Информация тоже передается через эту сеть взаимосвязей. Когда насекомое атакует растение, соседние растения узнают об этом через подземные каналы связи. И чувствуют химические элементы в воздухе, исходящие от того цветка, кустарника или дерева, на которое напали. Получив сигналы тревоги, «соседи» готовятся защищаться. Они наполняют клетки элементами, отпугивающими насекомых, поедающих листья. И деревья, и люди могут слышать эти атаки насекомых. Наклонитесь поближе к жующей гусенице — и вы услышите характерные звуки. Прижмитесь ухом к коре дерева, кишащей личинками жучков — будут слышны звуки того, как они грызут дерево.

Дерево тоже слышит эти звуки и активирует защитную систему: растительные клетки подхватывают вибрации и реагируют на них. Деревья по-своему умеют слушать, хотя у них и нет ушей. Растение похоже на отдел новостей: оно также наполнено разговорами о состоянии соседей, в нем тоже целое множество связанных источников информации.
Помимо собственного слуха, я использую электронное оборудование, чтобы распознать звуки, которые человеческое ухо не слышит. В сухие, солнечные дни запасы воды в корнях истощаются, лишая достаточного количества воды и ветви. Ветви с тонкими каналами для воды, которые соединяют корень и листья и не дают им опасть, посылают ультразвуковые сигналы. Чтобы услышать эти высокочастотные звуки, я прижал датчик к ветви желтой сосны и следил за этими сигналами жажды весь день. День подходил к концу, а сигналы все усиливались.

Засуха делает леса более уязвимыми для атак насекомых и пожаров. Поэтому эти микроскопические звуки свидетельствуют о более глобальных закономерностях: по всему миру с начала XXI века пожары, заготовка леса, насекомые и засухи уничтожили 2,3 миллиона кв.км лесов, но восстановилось лишь 0,8 миллиона кв.км. Лесам наша помощь нужна точно так же, как нам нужен лес для воды, кислорода и продуктов леса.

Социальная сеть
Деревья и люди существуют бок о бок еще с тех времен, когда наши предки впервые разожгли огонь и соорудили сарай из палок. Деревья формируют места, где собираются люди вокруг них развиваются социальные связи и культура. Путешествуя по миру и изучая деревья, я понял, что так происходит и на тротуарах мегаполисов, и в оливковых рощах на Ближнем Востоке, и в садах Японии.

Деревья объединяют нас. Даже звуки горящего дерева влияют на общение и состояние людей. Услышав треск деревьев в огне, мы переключаем мозг в режим отдыха, а разговоры о повседневности сменяются фантазиями.

Эта связь взаимна. Дерево, посаженное на улице, приживется лишь с 60% вероятностью, если оставить его без внимания. Но вероятность эта взлетает до 100%, если дерево посажено человеком из этого района, и если на нем есть табличка с названием вида и его потребностями.

То же самое происходит на Ближнем Востоке, где оливковое дерево выживает, только если люди за ним ухаживают. Другими словами, дерево процветает, если оно связано с людьми, которые его оберегают и общаются с ним.
Деревья живут за счет взаимосвязей. Поэтому, для должной заботы, к ним необходимо прислушиваться и понимать все эти связи, обеспечивающие их жизнь. Слушайте, нюхайте, чувствуйте, смотрите! Обратитесь к своим ощущениям — ведь это основа искусства и науки садоводства и ландшафтного дизайна.

Перед тем как хвататься за ручку и рисовать план сада или браться за лопату и вспахивать почву для растений, обратите внимание на то, что говорит нам окружающий мир. Что происходит с экологией вокруг вашего дома? Как ваша забота о растениях может повлиять на местную экологию и сделать ее более живой и красивой?

Деревья и другие растения буйно растут, когда их сети взаимосвязей тоже богатые и здоровые. Изучить эти сети просто, нужно только время, чтобы прислушаться к растениям, подключить свои чувства и любопытство. Не важно, работаете ли вы с новым ландшафтом или с разросшимся садом, первое, что нужно сделать — сесть и включить ваши чувства. Буквально вслушаться в звуки деревьев и окружающего мира.

Как дует ветер внутри и вокруг помещений, где вы находитесь? Может быть, в одних уголках тише, чем в других? Проникает ли вибрация от проезжающих мимо машин в почву около деревьев? Как себя чувствуют растения в разных местах (это можно проверить по состоянию датчиков движения в их клетках)? Затем прислушайтесь к ощущениям: как меняется запах почвы в разных частях сада? Со стороны будет выглядеть странно, когда вы будете собирать почву в сосуд и принюхиваться к ней, но так вы узнаете, какие ее части наиболее плодородные, влажные или песчаные. Так вы превратитесь в настоящего сомелье почвы.

Далее обратите внимание на свет и его поведение в течение всего дня. Как-никак, это пища растений, а у каждого из них свои предпочтения по количеству света и тепла. Руки тоже помогут узнать больше: липкая ли это почва с большим содержанием глины, пористая с органическим материалом или же пыльная? Ваши руки скоро научатся чувствовать почву как корни — понимать физические параметры сада и вникать в мир растений.

Важная часть исследования — диалоги с другими садоводами. Знаниями о растениеводстве могут поделиться с вами соседи и местные садовники — не меньше, чем книги по садоводству. Эти живые воспоминания и опыт людей описывают все богатство ландшафта в вашей округе.
Shukkei-en garden in Hiroshima, Japan
На фото: сад «Сюккэйэн» в Хиросиме, Япония, был основан в 1620 году. В нем объединены растения, водоемы, камни и рукотворные здания. В 1945 году ядерный взрыв стер сад с лица Земли, но позже его восстановили. Сегодня этот сад — популярный оазис природы посреди большого города

Корни садовой архитектуры
Садовая архитектура — не новомодное изобретение. Книга «Сакутэйки» — японская рукопись XI века с руководством по садоводству — возможно, самое древнее свидетельство ландшафтного дизайна. Она призывает людей открыться природе, горным ручьям, ветру и эмоциям.

Автором книги считается Татибана-но Тосицуна, сын регента. Он призываед садоводов раскрыть душу и обратиться к «дикой природе» — растениям, камням и воде. Автор верит, что необходим прямой контакт с миром и созерцание работ других садовников, а также осознание человеческого и нечеловеческого влияния на сад. Сад — не просто побег к дикой природе; чтобы содержать его, нужно брать во внимание все взаимосвязи.

Эта философия продолжается и в последующих японских садоводческих трактатах. В рукописях и зарисовках Сингена о садовой архитектуре в XV веке (иногда их приписывают монаху XI века) рассказывается о том, что садовод должен сосредоточить «все свое внимание» на ориентации камней в саду, на передвижении птиц и форме веток деревьев. Почтение, уважение и внимание, а не контроль природы — вот основы садовой архитектуры и ландшафтного дизайна.

Перед тем как рисовать план сада или отправляться в садовый питомник, начните вести дневник чувств, записывайте ваши наблюдения. За несколько недель вы сможете познать свой дом. Возвращайтесь к нему, замечайте, куда вас приводит слух, внутреннее чутье и любознательность. Деревья вас этому научат.
Dawn From Ceibo Crown
Прислушайтесь к песне деревьев
Чтобы послушать записи звуков деревьев и их сообщества, нажмите на ссылки.

1. Послушайте, как звучит рассвет в лесах Амазонки в Эквадоре. Запись велась с помощью микрофона на вершине хлопкового дерева.
Callery Pear
2. Вот так звучит грушевое дерево на Бродвее в Манхэттене. Запись велась с помощью акселерометра, фиксирующего вибрации древесной коры.
Ponderosa Pine Behind Petrified Redwood Stump
3. Послушайте 12-часовую запись ультразвуковых сигналов желтой сосны, сжатую до 40 секунд.
Частота кликающих звуков определяет ультразвуковые сигналы, исходящие от веточек дерева. Эта желтая сосна растет за окаменелым пнем красного дерева в национальном парке с полезными ископаемыми Florissant Fossil Beds National Monument в Колорадо. Запись велась с помощью ультразвуковых датчиков, закрепленных на ветвях.
Green Ash
Сохранить фото
4. Послушайте звук того, как жук грызет изнутри мертвое бревно зеленого ясеня на плато Камберлэнд в Теннесси. Запись велась с помощью микрофона, закрепленного рядом с корой дерева.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх