На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Квартира, дом, дача

210 305 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей
    Ага,и ходить с этим "кадилом" весь день...Как только эта гадость выветрится,сразу прилетят новые мухи и комары.А с пл...Как моя бабка изб...
  • Lora Некрасова
    А у нас во дворе есть и сейчас специальные столбы с верёвками для сушки белья. И все соседи на них сушат бельё, и ник...Советские реалии,...
  • Константин Беляев
    Гадливо написано. Как только уже не изворачиваются, чтобы изгадить своё прошлое. Да и настоящее тоже. Потому что есть...Советские реалии,...

7 мифов о русском стиле в интерьере

Про русский стиль в интерьере слышали все дизайнеры и почти все заказчики. Большинство вспомнит хохлому, брёвна и грубо обтесанную мебель. Мало кто сможет обосновать эти расхожие «приметы стиля» реальными фактами по истории русского интерьера. Между тем, фактов более чем достаточно. Но они не подтверждают, а, скорее, опровергают многие из расхожих стереотипов.
 Миф №1: «Русский стиль — это нечто хронологически неопределённое».
 
На самом деле явление «русский стиль» в истории искусства имеет чёткие временные и стилевые рамки: сер. XIX — нач. XX вв. Начинался он как архитектурный стиль на почве всеобщего увлечения историей и народным творчеством, потом распространился на декоративно-прикладное искусство: посуду, декор, мебель, а затем оформился и в полноценный интерьерный стиль. Самыми крупными и известными центрами по проектированию и производству мебели и декоративных предметов в русском стиле былиАбрамцево (Московская губерния), Талашкино (Смоленская губерния) и Сергиев Посад, в котором, кстати, работал филиал Строгановского училища. К 1910-м годам «национальный романтизм», как ещё называли это направление, — стилистически оформленное ответвление русского модерна.  



 Миф №2: «Русский стиль слабо классифицируется и на самом деле совсем не русский».
 
Отнюдь. Национальные мотивы в архитектуре и декоративном оформлении рубежа XIX-XX вв. имели под собой веское историческое обоснование: профессиональные исследования и экспедиции по России, организованные за счёт государственной казны. В 1825 году художник, архитектор и историк Фёдор Григорьевич Солнцев отправляется в многолетнее путешествие, результатом которого становится колоссальный труд под названием «Древности Российского государства». В нём с геометрической точностью были зарисованы реальные, сохранившиеся на тот момент, предметы быта, детали декора зданий, народные костюмы, мебель и ещё много чего аутентичного из мира материальной культуры, начиная с самых древних времён. В 1870 году выходит в свет авторитетное издание «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям». Рисунки для него делали студенты Строгановского училища под руководством директора, Виктора Ивановича Бутовского. На этих книгах было воспитано целое поколение живописцев и архитекторов. В период модерна художники-проектировщики также собирали информацию по древним городам и весям, а потом творчески её переосмысливали.





 Миф №3: «Мебель в русском стиле — простая, грубая, рубленая, вариант кантри».
 
Вы сами можете видеть по фото, что это не так. Разные сорта дерева, действительно, были основным материалом, но мебель из него получалась отнюдь не простой и не грубой. Она имела сложные, уникальные формы и продуманную художниками и архитекторами отделку: резьбу, накладки из металла, роспись и покраску. Мастера применяли несколько техник художественной резьбы и обработки металлов, инкрустировали поверхности камнями, эмалями и цветными стёклами. На полках и дверцах шкафов можно увидеть много интересного: растительные и «звериные» стилизации, геометрические орнаменты и целые картины на тему Древней Руси.




Миф №4: «Декор в русском стиле — это хохлома, гжель и палех».

Нисколько не умаляя художественной ценности этих промыслов, необходимо заметить, что для конкретного исторического «русского стиля» они были не характерны. Вместо них полки и стены занимала керамика: блюда, вазы, кувшины и даже скульптуры. Красивые, яркие и удивительно современные по стилистике, они изготавливались под руководством известного художника Михаила Врубеля и имели, так сказать, своё собственное декоративное «лицо»: радужные переливы цвета и необычный металлический блеск. В ходу были и предметы из дерева, совсем не похожие на хохлому, но вполне себе в духе русской старины. Особое место в декоративном арсенале занимали маленькие резные шкафчики, полочки и аптечки, ставшие своего рода визитной карточкой русского стиля.





Миф №5: «Русский стиль может быть реализован только в бревенчатом доме».
 
Посмотрите на эти скриншоты внизу. Мы сделали их из фильма Л. Гайдая «Не может быть!». Действие новелл происходит в 1927 году, а декорации передают реалии того времени: использование мебели в русском стиле в интерьерах квартир и домов. Шкафы-буфеты мирно соседствуют с обоями и крашеными стенами, фотографиями и витиеватыми вазами, лёгкими плетёными стульями и детскими игрушками. На одном из буфетов даже можно рассмотреть металлические вставки с изображением древнерусского воина в обрамлении растительного орнамента, и это нисколько не выбивается из простой концепции интерьера, а, скорее, украшает его. Спроектированная профессионалами, отвечающая эстетическим запросам времени и богато декорированная мебель в русском стиле (которая, кстати, продолжала производиться и в советское время) помимо своего прямого назначения ещё и наделяласьфункцией арт-объекта, что позволяло применять её в обычных домах и квартирах.



Миф №6: «Русский стиль — это нечто малоизвестное и не имеющее общественного признания».
 
Ну что тут сказать… Мебель и предметы интерьера в русском стиле не только выставлялись на Всемирных выставках в Париже в 1900, 1925 и 1937 годах, брали там золотые медали и завоёвывали общественное признание, но ещё и поставлялись на европейский рынок: в Германию, Францию, Австрию, Голландию, Америку и другие страны. В дореволюционное время спрос был так велик, что местные мебельщики на Западе начали создавать «реплики» вещей «от Абрамцево» — попросту говоря, копировать оригиналы. На фотографиях внизу вы можете увидеть победителя 1900-го года — камин по эскизу М. Врубеля, который был награждён золотой медалью, и шкафчик с птицами по проекту Ворноскова В.П., сделанный в 1936 году специально для парижской выставки.


Миф №7: «Русский стиль — это что-то старомодное и не существующее в наше время».
 
Во-первых, русский стиль — это неотъемлемая часть истории русского модерна или, по-другому, ар-нуво, поэтому он никогда не устареет, так же как, например, барокко или шинуазри. Сегодня, в период абсолютной стилевой свободы в дизайне интерьера, каждый волен использовать тот или иной исторический стиль при оформлении своего жилья и комбинировать разные элементы как угодно. Во-вторых, в наше время оригинальный русский стиль продолжает жить и успешно развиваться, опираясь на знания и достижения, накопленные в период царской России и Советского времени. Речь идёт о творческих объединениях современных дизайнеров и мастеров, создающих аутентичные предметы в русском стиле.



Лидером направления стоит назвать Арт-центр «Алексеевское подворье», который вот уже 16 лет занимается производством уникальных стульев, комодов, шкафов, рамок для фотографий и других предметов. За это время Арт-центр выработал свой индивидуальный почерк, в котором узнаётся как традиционный подход, так и варианты «осовременивания» идей модерна для интерьеров XXI века.


Источник

Картина дня

наверх