Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «Квартира, дом, дача»
Вы хотите запомнить сайт «Квартира, дом, дача»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ

Бараки. Как жило большинство советских граждан

развернуть

Бараки. Как жило большинство советских граждан

В советских фильмах 1950-х вроде "Старика Хоттабыча" все советские граждане жили в просторных сталинских квартирах на много комнат, причем у каждого члена семьи была отдельная комната (как у того же Вольки в "Старике Хоттабыче"), внутри была красивая и современная мебель

, а в сами квартиры вели чистые и светлые подъезды с большими окнами, уставленными цветами.

На самом деле картина массового советского жилья была несколько иной — хорошие квартиры в новых домах были доступны только небольшому проценту руководящего класса советской номенклатуры, а большинство советских граждан жило в коммунальных квартирах, а также в деревянных бараках — и такая ситуация оставалась до начала 1960-х годов — до начала эпохи Хрущёва, когда начали строить плохонькое, но действительно массовое жильё и когда появилась концепция "каждой семье — отдельную квартиру с удобствами".

Причём в бараках жили далеко не только одни рабочие. Мой прадед, основатель белорусского театра и профессор, сам немалую часть жизни прожил в таком бараке в районе нынешней улицы Мельникайте в Минске, и в нём же умер в 1952 году  — так что можно сказать, что в бараках жили буквально все слои населения.

Итак, в этом посте  — рассказ про советские бараки, которые наряду с коммунальными квартирами составляли основу советского жилья до 1960-х годов.


 Как стали появляться бараки? Сейчас об этом мало кто вспоминает, но в 1920-е годы в СССР существовала практически частная экономика, это были времена НЭПа. В эти годы роль государства в строительстве жилья была незначительной — государство строило только дома для партийных работников, а строительство новых домов решалось самим населением через различные жилищные кооперативы, причем решалась достаточно успешно.

Первые деревянные бараки стали массово появляться в начале 1930-х годов, когда НЭП был свёрнут и в целом были ликвидированы частные инициативы в экономике.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
 В начале 1930-х сталинское правительство начало индустриализацию (в основном, создание ВПК ускоренными темпами), причём начало достаточно бестолково — в города тысячами сгонялись крестьяне, население за счет них было увеличено где в полтора, а где и в два раза. При этом программа индустриализации первых пятилеток не предполагала возведение более-менее приличного жилья, и людей стали селить в бараках, чаще всего они возводились прямо возле предприятий, дабы минимизировать транспортные расходы.

То, что окалина из заводских мартенов могла лететь прямо в окна жилых комнат, в те годы никого не волновало.

01.jpg
 Как именно регулировалось процентное соотношение благоустроенных отдельных квартир/коммуналок/бараков в разных городах? Это определялось возможностями финансирования на местах, а также наличия или отсутствия старого жилищного фонда — скажем, в Санкт-Петербурге бараков практически не было, так как имелось большое количество старых квартир, из которых сделали коммуналки — в квартиру площадью 200-300 метров могло быть заселено до 15 семей. А вот в новых посёлках, где возводились новые предприятия, жильё для рабочих практически сплошь состояло из бараков.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
 В Москве тоже строили бараки — скажем, барачное жилье для рабочих вплотную окружало мясокомбинат имени Микояна — эти бараки стали убирать только в начале-середине 1960 годов, уже много лет спустя после смерти Сталина. До 1960-х годов в столице "великой ядерной державы (с)" люди готовили еду на дровах и ходили "до ветра" на двор.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
 Что представлял собой типичны советский жилой барак? Как правило, в здание был один вход, который располагался в центре фасада. Реже, при большой длине здания, входов могло быть два или даже три, чаще всего они располагались на равном удалении друг от друга. Высота потолков могла варьироваться от 2,5 до 3,5 метров, чаще встречалась высота 2,7-3 метра.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
. Чаще всего бараки были двухэтажными — возводить одноэтажное здание было экономически нецелесообразно (затраты на фундамент  коммуникации), а возводить деревянные здания выше двух этажей по тем технологиям строительства было не слишком безопасно. Направо и налево от центрального входа располагались длинные коридоры, на каждом этаже была общая кухня (одна или две) с рядом плит для приготовления пищи на твердом топливе (дрова, уголь, торф), а также с рядом раковин с холодной водой для умывания и мытья посуды. Больше нигде в доме воды не было.

В общем, всё выглядело примерно так, как в старой общаге в Борисове, про которую я рассказывал вот в этом фоторепортаже.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
 Далее по коридорам шли двери комнат. Комнаты были небольшими — средняя площадь около 12-15 метров, в каждой комнате жила отдельная семья. Все комнаты имели печь для обогрева жилища, причем где-то печь топилась из комнаты, а где-то — из общего коридора, что делалось из соображений безопасности. Для группы бараков также существовала общая кубовая, где можно было брать горячую воду.

Вот так выглядела печь в кухне:

10.jpg
 Туалетов в помещениях не было — существовали отдельные уборные с выгребными ямами, рассчитанные на отдельный барак либо на блок из нескольких бараков. Ванной и т.д. внутри тоже разумеется не было — мыться полагалось в бане, которая могла просто находиться поблизости либо возводиться отдельно вместе с барачным посёлком.

Уже ближе к временам распада СССР жители бараков стали самостоятельно обустраивать в помещениях ванные комнаты, так и не дождавшись переезда в нормальные квартиры.

15.jpg
 Внешние стены бараков как правило были деревянными. Иногда в местах с повышенной влажностью и ветрами внешние стены могли отделать штукатуркой, в этом случае задействовались те же технологии, что и при внутренней отделке помещений — на деревянные стены крест-накрест набивали "дранку", которую в свою очередь замазывали штукатуркой.

Вот пример такой отделки фасада — под отвалившимися кусками штукатурки можно хорошо разглядеть весь технологический процесс.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
 В регионах с относительно развитой промышленностью бараки могли возводить из кирпича или из шлакоблоков (получаемых из спресованной отработки из заводских печей), они выглядели чуть получше, чем деревянные, на фото ниже — пример такого здания.

При этом несмотря на относительно презентабельный внешний вид, в своей проектной части здания оставались всё теми же бараками. Однажды я делал фоторепортаж про такие здания на улице Авангардной в Минске, которые были построены из силикатного кирпича — жилые "квартиры" там представляли собой однооконную клетушку с кухонькой в коридоре, в которой была только холодная вода. Ванных в здании не было вообще, туалеты — на улице.

Бараки. Как жило большинство советских граждан

А знаете, что самое ужасное в этом всём? Что в этих домах даже сейчас продолжают жить люди. В интернете полно фоторепортажей из вполне себе обжитых бараков, которые были построены еще в довоенные времена.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
 Фактически, люди продолжают жить в неблагоустроеном жилье, которое было по проекту рассчитано на 20-30 лет — здания где в три, а где и в четыре раза уже превысили свой проектный срок жизни. Внутри всё отваливается и разваливается.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
Кухни кое-где выглядят вот так.

Бараки. Как жило большинство советских граждан
 А вот так — жилые комнаты. Люди, конечно, пытаются как могут навести уют, но это получается далеко не всегда. Да и о каком уюте можно говорить, если уборная находится на улице, а ванной в доме нет вообще.

Бараки. Как жило большинство советских граждан

 В Минске тоже остались такие бараки — их сейчас постепенно расселяют. Как-то я делал репортаж про бараки в районе улицы Либкнехта — их уже не существует, здания расселены. Те же, что не расселены — сейчас ожидают расселения и сноса, прописываться в этих зданиях нельзя.

А вот в некоторых российских городах бараки до сих пор успешно существуют и сегодня — люди продолжают в них жить, прописываться и покупать комнаты.

Бараки. Как жило большинство советских граждан

 

Истчоник


Опубликовано 28.11.2016 в 09:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
М
М Елена Крученицкая 1 декабря 16, в 11:42 Честно написали ! Текст скрыт развернуть
0
Дмитрий Лихачёв
Дмитрий Лихачёв 28 ноября 16, в 14:08 В СССР бараки были, и явление это не было единичным и экстраординарным. И в середине 2000-х в них жили ужЕ как минимум 3 поколения жильцов. И это не зависело от того, пьяница ты или нет. Мой дед, участник великой Отечественной войны и офицер МВД, всю свою сознательную жизнь, пришедшуюся на таки "развитой социализм", прожил в бараках. И дело тут не в пьянстве или лени, как тут имеют наглость утверждать некоторые диванные "эксперты", а в том, что за его счёт и миллионов других рабочих и крестьян совок строил "светлое будущее" разным неблагодарным обезьянам, вчера только слезшим с пальмы. И ради этого своих людей вынуждали жить в скотских условиях, оправдывая это то разрухой, то войной, то перестройкой.
Поэтому я против СССР, т. к. там не принято было думать об обычных людях и их проблемах и потребностях, в подавляющем большинстве сводившихся к наличию нормальных жилищных условий. Ибо наши деды это заслужили.
Текст скрыт развернуть
6
людмила малявина
людмила малявина Дмитрий Лихачёв 29 ноября 16, в 02:56 Абсолютно согласна. Текст скрыт развернуть
1
Зинаида Саламандра
Зинаида Саламандра 28 ноября 16, в 14:41 у нас,на Урале,до сих пор стоят.Да и много еше по Союзу в глубинке они сохранились.Отремонтированные,оштукатуренные,с водоснабжением.Теплые и удобные.А лес какой!Звенит.Еще 1000лет,если подремонтировать,простоят. Текст скрыт развернуть
3
Натуля А
Натуля А 28 ноября 16, в 15:05 У меня дача 16 км от Москвы, там эти домики страшные стоят, и там люди живут, не знаю как но живут...2016г...на дворе. Текст скрыт развернуть
4
Юрий
Юрий 28 ноября 16, в 15:10 Да в эпоху индустриализации, когда с одной стороны у государства фактически не было денег ( поэтому все функционировало на лозунгах) с другой стороны вокруг были враги ( это не выдумки а реальность, например мы полностью закрыли границы СССР в 1935г), от того насколько мы быстро создадим промышленность, на основе ее армию и так далее - зависило сколько просуществует СССР,
Поэтому понятно что было не до жилья, тем более нормального. Да и после войны все было разрушено, понятно , что хочется хорошее, но сколько его строить по времени! все в разрухе! Людям вообще негде жить! жили в землянках, на руинах.
Вот при Брежневе, а до этого при Хрущеве конечно начали справлять положение, но тут были ряд другого плана проблемы,
А вот теперь как понятно, это вообще проблема кричащая, масса тех постороек реально просто валяться- сколько лет прошло
Текст скрыт развернуть
0
Валентина Шуманская
Валентина Шуманская 28 ноября 16, в 16:47 Этим баракам нужно памятник ставить. Текст скрыт развернуть
2
Юрий Басалаев
Юрий Басалаев 28 ноября 16, в 17:20 нашей семье не пришлось жить в подобных бараках, но, когда я учился в школе, а это 60-70 годы, я насмотрелся на бараки, целый квартал из которых был расположен рядом со школой. Это было в Казани. Сейчас на этой площадке новостройки, и ничего уже не напоминает о существовании тех бараков. Квартал этот в народе назывался "колония". Каждый барак представлял собой длинную одноэтажную деревянную постройку с длинным коридором от одного торца до другого. В каждом из двух концов коридора были общие кухни, заполненные керогазами и керосинками. Вдоль всего коридора имелись двери, за каждой из которых находилась комната примерно 9кв.м. В таких комнатах жили семьи, в том числе и многие мои одноклассники. Санитарные удобства на улице. В посёлке имелась общественная баня. Детство, как известно тянется долго, по крайней мере с позиции самих детей. Мне казалось, что так было всегда и будет вечно. Тем не менее, сегодня это уже наша с вами история. Ещё один ракурс, под которым можно посмотреть на СССР. Я никогда не поддерживаю крайности в оценках нашего прошлого, ни в очернении, ни в идеализации. Просто было по-всякому. Текст скрыт развернуть
5
сергей з..
сергей з.. 28 ноября 16, в 17:54 Эт точно, общяги корридорного типа обозвали многоквартирными домами,-это так в Москве,и мы живем в таком доме),решив проблему с жильем,20 лет службы отдал родине,и здоровье тоже Текст скрыт развернуть
1
zagurN
zagurN 28 ноября 16, в 20:26 Вот уж не надо Россию сравнивать с Минском! Россия и «чуть по более» Минска, и в России бараки сносят сейчас довольно интенсивно, и снесли бы их уже давно, если бы России не приходилось помогать половине земного шара, в том числе и Минску. Но мы понимаем, что помогать нужно, стыдно жить уж совсем хорошо, когда другим совсем плохо! Текст скрыт развернуть
3
Алексей
Алексей 28 ноября 16, в 22:46 Нормальное (по нынешним критериям) жильё - это период с 60-х годов 20 века. И не надо тут хаять СССР, благоустроенное жильё и в царской России могли себе позволить только очень обеспеченные люди.
Всегда же как было. Купец строил себе в городе огромный дом с метровой толщины кирпичными стенами, расселял в нём ещё прислугу. Весь остальной народ жил в "частном секторе" в крохотных избушках. Вода в колодце, туалет на улице. И те же самые бани, хорошо если собственные, а в основном общественные.
Это было обычными жилищными условиями людей. И СССР естественно не мог родиться сразу с многоквартирными домами с ванными, и кухнями с электроплитками. Да и электроплит тогда ещё не было, готовили на печах или разного рода керосинках.
Заслуга СССР как раз в том, что выдернув страну из лаптей, создав развитую промышленность, развив научную мысль и технический прогресс - создал и условия для строительства благоустроенного жилья. В том числе и ввёл такую "фишку" как постановка в очередь и выдача квартир от государства. До этого и в мыслях нигде не было подобного.
Это всё потребовало времени, многих десятилетий - не мгновенно же.. Тем более что рождаемость и рост населения тогда были гораздо выше чем сейчас. Сначала родителям выдай квартиру, потом ещё детей обеспечь - теоретически это могло никогда не закончиться ).
Поэтому показывать сейчас фото бараков и упрекать СССР что строил для народа такие ужасные дома, - мягко говоря, неправильно. Ну не выгонял бы людей из своих избушек в деревнях строить новые заводы и города, ну продолжали бы они жить в этих избушках, зато не в бараках - что, от этого многоквартирные благоустроенные дома появились бы?
Какому-то поколению, даже двум, надо было пожить в бараках, чтоб нам с вами потом жилось хорошо в наших просторных квартирах и котеджах. Не так ли?
Текст скрыт развернуть
1
М
М Алексей 1 декабря 16, в 11:53 Все бы появилось, если делом занимались профессоналы. А так можно любое зло оправдать.
Извините, не выдержала.
Текст скрыт развернуть
0
Алексей
Алексей М 2 декабря 16, в 03:38 Это сейчас всё кажется злом. Когда на каждую загогулину в квартире имеется десять готовых решений в магазине, когда всё всё и везде есть, кажется что раньше были какие-то злобные звери, создающие невыносимые условия жизни для людей. Ну или непрофессионалы, по вашей классификации.
А ведь когда-то и электричества не было. А главное - электростанций, откуда оно появится. А чтоб сделать электростанцию, нужно уметь построить плотину, генераторы. Нужно протянуть сеть подстанций и линий электропередач до того же барака. А специалисты/профессионалы откуда ни возьмись тоже не появятся, нужен опыт эксплуатации, нужны преподаватели, которые сами берутся только из многолетней практики работы. Раньше считался профессионалом, если умел провод к розетке подключить, а сейчас даже школьники радиоприёмники паяют.
Представьте, что вы переместились на машине времени в 50-е годы. Вы скажете - давайте построим многоквартирные просторные дома, кухню в каждую квартиру, ванную, проведём газ, центральное отопление, горячую воду в кран. Что вам ответят? Что нужно хотя бы завод по выпуску труб построить? А чтоб его построить, нужно станки изобрести? А чтоб изобрести станки, нужно бывших крестьян науке обучить? А чтоб обучить науке нужны преподаватели, которые из тех же крестьян должны каким-то образом нарисоваться?
Наивная вы, привыкшая пользоваться современными благами, как-будто это само собой разумеется.

Текст скрыт развернуть
0
М
М Алексей 4 декабря 16, в 13:28 Ой не надо, нет - не наивная. И сейчас также бы было. также бы жили. с коммунистическими лозунгами, помогая Анголам и прочим "отстающим". Текст скрыт развернуть
0
М
М М 4 декабря 16, в 13:29 И еще, а почему этого не было ? Не задымывались ? Как говорил Жванецкий, плохо леченные, коротко живущие, зато конечно - первые в космос полетели и т.п. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Иванович
Юрий Иванович 28 ноября 16, в 23:39 А в те годы были другие варианты? Текст скрыт развернуть
0
profstarovoitova1 Саровойтова
profstarovoitova1 Саровойтова 28 ноября 16, в 23:39 ой, как до боли знакомо, я в детстве жила в таком бараке, как на 1-й фотографии с родителями , на 2 этаже, у нас была узкая комната (с 1966 г) У нас был свой огород и свой сад, свой сарай, в нем куры и поросенок, а потом ввели налоги на все и сад бабушка сама вырубила, а кур и поросят зарезала. в 1975 нам дали хрущевку. Жалко было уезжать. До прошлого года у нас в Ломоносове, это в 45 км. от Питера стояли кое-где бараки. Спасибо за воспоминания)) Текст скрыт развернуть
2
Пётр Чванов
Пётр Чванов 29 ноября 16, в 03:51 "То, что окалина из заводских мартенов могла лететь прямо в окна жилых комнат, в те годы никого не волновало" пишешь ты. А сейчас она кого-то волнует? Ты вернись ещё к началу 20 века, когда рабочие вообще жили в бараках, а на ткацких фабриках Морозовых даже бараки были рассчитаны на людей, которые сегодня не на смене. Работник, пришедший со смены занимал топчан работника, который ушёл на работу. Когда один из братьев Морозовых, Савва, оказался меценатом и построил для рабочих барак, типа "старой общаги в Борисово", в котором был общий душ и общий туалет, то его родные братья посадили его (миллионера) в психушку. И только при советской власти большинство рабочих были переселены в дома богачей, из которых поделали коммунальные квартиры. А северные народы: эвенки, чукчи, тунгусы, лопари и т.д. вообще жили в чумах. А ещё чуть раньше в подобных бараках, как на твоих фото, жила французская знать. Так они не только ванн, душей, но и элементарных чёрных бань не имели и годами не мылись. Только Пётр Великий, посетив Францию, надоумил их строить общественные бани. А фото с развалюхами, которыми ты напичкал свой панегирик, это либо уже заброшенные дома, либо в них живут безрукие и безмозглые придурки. Нормальный человек, если у него есть голова и руки, в таком доме жить не будет.
Текст скрыт развернуть
3
Владимир Денисов
Владимир Денисов 29 ноября 16, в 19:28 Они еще существуют и очень много Текст скрыт развернуть
0
шлягер
шлягер 29 ноября 16, в 23:01 Барак не самое плохое жильё,я жил в балках не понятно из чего сделанных,обшитых снаружи рубероидом ,полы балка был ниже уровня земли на пол метра,снег заметал выше крыши и требовалась ежедневная его уборка.Таймыр. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 64
Комментарии Facebook
Десятиметровая зона отчужден…

Десятиметровая зона отчуждения: Минздрав запретит курение около подъездов

22 окт, 15:01
+25 0
Деревянные храмы Европы, воз…

Деревянные храмы Европы, возведенные без единого гвоздя

22 окт, 13:40
+24 0
Потрясающие дома, построенны…

Потрясающие дома, построенные природой

22 окт, 10:59
+26 0
30 мужчин, которые говорили,…

30 мужчин, которые говорили, что не хотят ″никаких чертовых котов″

22 окт, 09:01
+28 0
Главный секрет в отношениях с детьми

Главный секрет в отношениях с детьми

22 окт, 07:01
+29 2
Дом с зеркальным фасадом в Мексике

Дом с зеркальным фасадом в Мексике

21 окт, 23:04
+25 0
Дорого-богато: Как выбрать с…

Дорого-богато: Как выбрать стиль интерьера, который не будет смотреться глупо

21 окт, 21:01
+26 3
Бездомного пса привели в нас…

Бездомного пса привели в настоящий ресторан. Только посмотрите на его реакцию!

21 окт, 19:01
+25 11
8 историй, которые вернут ва…

8 историй, которые вернут вашу веру в человечество

21 окт, 17:28
+24 0
10 токсичных предметов, кото…

10 токсичных предметов, которые нужно немедленно убрать из дома

21 окт, 15:17
+26 2
Сенсорная коробка - недорога…

Сенсорная коробка - недорогая и полезная игра для вашего ребенка

21 окт, 13:04
+25 0
Признаки «умного» интерьера

Признаки «умного» интерьера

21 окт, 11:05
+36 0
Новейшая шарлотка — хит сезо…

Новейшая шарлотка — хит сезона-2017. Затмит на столе любое блюдо!

21 окт, 09:01
+107 16
11 проблем, справиться с кот…

11 проблем, справиться с которыми поможет обычный аспирин

21 окт, 07:01
+37 0
Дом шириной 3 метра в Бруклине

Дом шириной 3 метра в Бруклине

20 окт, 23:01
+27 0

Facebook Like Box

Поиск по блогу

Читать

Последние комментарии

света снегирева Снегирева
Супер!!! Спасибо!
света снегирева Снегирева Новейшая шарлотка — хит сезона-2017. Затмит на столе любое блюдо!
Елена
Подписываюсь под каждым словом!!!
Елена Главный секрет в отношениях с детьми
Elena
Туман В Голове
Туман В Голове
Туман В Голове
Любовь Попова
Это точно..
Любовь Попова Главный секрет в отношениях с детьми
Šeri Sheri (Šheri)
tataiva
Татьяна Сенчукова
Вера С
Anton Kiselev
Мразь какая...
Anton Kiselev Бездомного пса привели в настоящий ресторан. Только посмотрите на его реакцию!
alexander leonov
Муйня какая-то
alexander leonov Бездомного пса привели в настоящий ресторан. Только посмотрите на его реакцию!
Любовь Шорохова
:) :) :) !!!
Любовь Шорохова Дорого-богато: Как выбрать стиль интерьера, который не будет смотреться глупо
elena m
Crasivii pirog obiezatelino sdelaiu spasibo za retept.
elena m Новейшая шарлотка — хит сезона-2017. Затмит на столе любое блюдо!
Галина Атаманова
ВАЛЕРИЙ Иванович
Ирина Бессонова (Овчаренко)
Елена Раптанова
ВАЛЕРИЙ Иванович
Читать
Самое интересное:
Новейшая шарлотка — хит сезона-2017. Затмит на столе любое блюдо!

Новейшая шарлотка — хит сезона-2017. Затмит на столе любое блюдо!

Все сладкоежки любят шарлотку. Этот легкий и несложный в приготовлении яблочный пирог хорош практически во всём, кроме своего внешнего вида. Предлагаем твоему вним

21 окт, 09:01
+107 16
Всегда мечтала о таком балконе или как превратить балкон в уютное место

Всегда мечтала о таком балконе или как превратить балкон в уютное место

Для многих городских жителей балкон или лоджия становятся единственной возможностью выбраться на свежий воздух. Именно по этой причине на этих квадратных метра

17 окт, 19:00
+43 2
Уникальный дизайн бутылочного дома: как построить дом из ничего своими руками?

Уникальный дизайн бутылочного дома: как построить дом из ничего своими руками?

Хозяин этого удивительного дома потратил почти 20 лет своей жизни на строительство этого дома. Завершение строительства дома было посвящено пятидесятой годовщине с

16 окт, 19:01
+39 3
Срочно вышвырни эту гадость прочь из дома! Ведь она привлекает неудачи, болезни и смерть!

Срочно вышвырни эту гадость прочь из дома! Ведь она привлекает неудачи, болезни и смерть!

С течением времени наше жилище постепенно заполняется разнообразными вещами: предметами интерьера, бытовыми приборами и мебелью. В прошлом веке люди более внимате

19 окт, 09:02
+39 9
11 проблем, справиться с которыми поможет обычный аспирин

11 проблем, справиться с которыми поможет обычный аспирин

Знаете ли вы, что аспирин помогает не только справиться с болью? Это лекарство, которое можно купить без рецепта в любой аптеке, имеет несколько удивительных свой

21 окт, 07:01
+37 0