На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Квартира, дом, дача

210 306 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Редько
    уныло как"Вот это я понима...
  • Элеонора Коган
    Хорошо, когда есть деньги и здоровье. Только зачем продавать или сдавать? Сама бы там жила."Вот это я понима...
  • Элеонора Коган
    Всё равно собачка лучше всех!!!!"Вот это я понима...

Старообрядческое Лефортово

Христианство пришло к нам из Византии в X веке. В последующие века религиозные традиции на Руси бережно сохранялись, а в Византии древние обряды претерпели изменения, в частности, стали креститься тремя пальцами вместо двух. В середине XVII века Патриарх Никон приказал привести русские обряды в соответствие с византийскими, чем вызвал глубокий церковный раскол. Противники нововведений положили начала старообрядческой церкви, порвавшей отношения с официальной, патриаршей.

Первой проблемой, с которой столкнулись старообрядцы, оказалась инициация священнослужителей. Дело в том, что рукоположением священников имели право заниматься только епископы, каковых среди раскольников не оказалось. В подходе к решению этой проблемы возникло два направления. К первому относятся беспоповцы, которые вообще отказались от священнослужителей, не признавая «погрязших в грехе» никонианцев. Второе составили поповцы, занимавшиеся переманиванием священников из ортодоксального Православия, обращая их в старообрядческих попов. В середине XIX века поповцы создали свою церковную иерархию, но в этот момент немногочисленная часть из них не признала новоявленных архиереев, и продолжила принимать перебежчиков, за что получила название беглопоповцев.

Со стороны государства и православной церкви не прекращались попытки подчинить себе раскольников. В процессе гонений в Москве определились компактные районы поселения старообрядцев: Преображенская застава, Рогожская слобода, Лефортово с бывшей Немецкой слободой и Семёновским. После царского указа 1905 года, провозгласившего свободу вероисповедания, в этих районах стали быстро возводиться старообрядческие храмы и молельные дома. В 1920-е годы многие из них были закрыты или разрушены. Кое-что вернулось к верующим только в благословенные 90-е.

Экскурсия посвящена достопримечательностям Басманного района, связанным со старообрядческой церковью Древлеправославного, Белокриницкого, Поморского и Единоверческого направлений, а так же с деятелями старой веры и традиционного Православия.




1. Начнём маршрут от Бауманской улицы, где сохранилась надвратная колокольня старообрядческой Екатерининской церкви, также известной как «Карасёвская молельня», по имени владельца участка. Кстати, здание на заднем плане - казарма и баня рабочих цинковального завода Карасёва.


2. Рядом с колокольней достоял до 1979 года скромный особняк фабриканта.


3. Церковь и колокольня принадлежала беглопоповской общине, всё-таки получившей в 1923 году собственную иерархию и архиепископа, а так же официальное название Древлеправославной церкви.


4. Колокольню возвели в 1915 году по проекту Н.Н. Благовещенского. Он попытался объединить в одном сооружении мотивы древней звонницы и поздней колокольни-столпа.


5. Пышный фасад дома на углу с Бакунинской улицей венчает заключённая в вензель литера R - первая буква фамилии владельцев, купцов Рахмановых, игравших в старообрядчестве значительную роль.


6. На свои средства Рахмановы строили приюты, богадельни, дома с дешёвыми квартирами. Этот дом построил для них в 1898 году известный тогда архитектор И.Г. Кондратенко.


7. Рахмановым же принадлежал и этот особнячок по соседству.


8. Чуть дальше Бакунинская улица пересекает ТТК. Здесь находится здание конца XVIII века, вероятно, перестроенное из палат XVI-XVII века, так называемые «палаты Щербакова». Рядом с ними в 1986 году начали строить трассу Третьего кольца, существовавшее ещё в генплане 1935 года. Планы по уничтожению заброшенной кирпичной постройки вызвали бурный протест общественности, и строительство было отложено на 15 лет. Выход удалось найти: сейчас в этом месте трасса ныряет в Лефортовский туннель. Правда, тогда же здание подверглось тотальной реконструкции, и сохранность оригинальных элементов не известна.


9. Напротив палат видна прекрасно отреставрированная церковь без крестов, в которой ещё с советских времён размещается спортивный зал. Храм был построен в 1911 году по проекту архитектора-романтика И.Е. Бондаренко для Успенско-Покровской старообрядческой общины поповского направления. Службы совершали Белокриницкие священники.


10. Материалы для возведения выбрали новые - железобетон и металлические конструкции. На стенах постройки умышленно загрублённых форм автор изобразил силуэты древних храмов.


11. Рядом, на улице Энгельса сохранился ряд торговых зданий. Немецкий рынок также находился поблизости.


12. Оригинальное здание пожарной части через дорогу от храма.


13. Пройдём ниже по Малой Почтовой, где обнаружим дома конструктивистского стиля.


14. А в их дворе - усадьба Бутурлина. Раньше отсюда до самой Яузы тянулся парк с садом, но купившие в конце XIX века имение фабриканты Кондрашёвы построили на их месте ткацкую фабрику, а дом сильно перестроили.


15. Ещё дальше находится дворец Лефорта, который сейчас занимает архив военных фотодокументов.


16. Здание напротив, построенное в классических формах, принадлежит юридическому институту.


17. А ранее оно было Лефортовским полицейским домом. Крышу украшала пожарная каланча.


18. От полицейского дома уходит в сторону центра Старокирочный переулок, который до 1922 года назывался просто Кирочным, в память о кирхе св. Петра в Немецкой слободе. В домах и усадьбах по правой стороне переулка располагалось химическое производство, сейчас ликвидированное.


19. От Старокирочного поднимемся выше по 2-й Бауманской. Примечательное одноэтажное здание по правую руку только выглядит сказочным. На самом деле это центр судебно-медицинской экспертизы (морг) по огнестрельным и взрывным травмам. Моргом здание было всегда. Ещё с царских времён сюда свозили неопознанные тела со всего Лефортово.


20. А ещё выше по улице, под номером 21, пустует после пожара особняк Матвеевых первой половины XIX века.


21. Рядом с усадьбой стоит брошенный пивной ларёк, сделанный в виде огромной бочки.


22. Свернём в Посланников переулок. Здесь сохранилось ещё одно малоизвестное церковное здание, принадлежащее, правда, официальному Православию. Храм при училище епархиального свечного завода построили в самом конце XIX века по проекту В.Е. Сретенского, много работавшего по церковным заказам, и посвятили Московским святителям Петру, Алексию, Ионе и Филиппу. Давно нет ни училища, ни завода, а храм снова действует, и даже главка над ним восстановлена.


23. Если пройти дальше по переулку, то возле пересечения с Бауманской улицей можно увидеть обширную площадку, огороженную забором, где раскинулись автостоянки, а местами и свалки разбитых машин. Несколько неожиданно в этом плотно застроенном районе видеть обширный пустырь. Как он образовался?


24. На этом месте в XVIII веке находилась усадьба графа Алексея Орлова, а в 1977 году построили здание Басманного рынка. Часть перекрытий крыши обвалилась ранним утром 23 февраля 2006 года, унеся 66 жизней. За два года до этого, также в праздничный день 14 февраля 2004-го, рухнула крыша «Трансвааль-парка». Автором перекрытий обоих сооружений был Нодар Канчели.


25. За Бауманской улицей лежит тихий Лефортовский переулок, где во дворе дома № 8 находится Никольский собор старообрядцев Белокриницкого согласия, заложенный в 1911 году. От былого храма остался только основной объём, внутри сейчас офисы и типография.


26. Следующий старообрядческий храм находится в Токмаковом переулке, но мы сделаем небольшой крюк и осмотрим ещё несколько достопримечательностей Басманного района.


27. Двигаясь по Бауманской улице, можно обнаружить остатки жилой застройки конца XIX века.


28. Недалеко от метро «Бауманская» находится усадьба Карабанова, построенная в конце XVIII по проекту знаменитого Матвея Казакова, автора Петровского путевого дворца и усадьбы Царицыно.


29. Свернув на Спартаковскую улицу, полюбуемся огромной Богоявленской, или Елоховской, церковью. До постройки храма Христа Спасителя она была патриаршим собором, главным храмом страны.


30. Дома на улице под стать храму, как например этот особняк купца второй гильдии А.А. Емельянова, перестроенный в начале XX века разбогатевшим крестьянином Герасимовым.


31. Застройка бывшей Елоховской, а ныне Спартаковской улицы местами очень разнородна. Здесь к доходному дому 1917 года в 1941 пристроена громадина жилой многоэтажки.


32. А напротив, уже по Новорязанской улице, находим конструктивизм образца 1929 года.


33. А дом № 2 по Спартаковской улице - это представитель позднего конструктивизма, построенный в 1937 году для академии Госплана.


34. А сразу за зданием академии находится самое таинственное здание Спартаковской улицы. Это усадьба Мусиных-Пушкиных, построенная уже встречавшимся нам Казаковым на месте дома «колдуна» и сподвижника Петра I, Якова Брюса. На фасаде дома с левой стороны сохранился след бывших солнечных часов с астрологическими знаками. Подробнее о зловещей репутации дома можно почитать здесь.


35. Дом Кетчер под номером 36 по Старой Басманной, куда часто приезжал к своему дяде А.С. Пушкин.


36. Вот мы и добрались до Токмакова переулка. Осмотрим угловой дом художника-портретиста XVIII века Фёдора Рокотова.


37. Чуть дальше, в глубине двора прячется доходный дом-крепость последнего года XIX века.


38. Дом № 11 интересен плиточной облицовкой и решётками балконов.


39. За пластиной жилой девятиэтажки стоит первый из старообрядческих храмов, построенных после указа 1905 года.


40. С 1908 года в Москве обосновалась община старообрядцев-беспоповцев Поморского согласия. Это течение сложилось на русском севере, на берегах Белого моря, откуда и получило название. Членами общины числились богатейшие купцы: В.Д. Горбунов, И.К. Поляков, сыновья Викулы Морозова, Зимины, Ануфриевы и другие. На их деньги ещё в 1907 году архитектор И.Е. Бондаренко составил проект, и к лету 1908 года храм был построен. Как и в рассмотренной нами в начале Покровской церкви, как в случае храма Никольско-Рогожской общины, так и в этом случае архитектор «нарисовал» образ древнерусского храма на грубой коробке здания. Нельзя не отметить суровой красоты сооружения.


41. Стоящий неподалёку от церкви в Денисовском переулке скромный позднеклассический особняк построен около 1830 года и принадлежал последовательно Струйским, Белавиным и Варенцовым.


42. Экскурсия продолжается до пересечения Токмакова переулка и улицы Радио, старое имя которой - Вознесенская, по имени великолепной православной церкви Вознесения на Гороховом поле, построенной в конце XVIII века по проекту того же Матвея Казакова.


43. Двигаемся теперь по улице Радио. Слева встречаются одноэтажные строения скромной городской усадьбы начала XIX века.


44. А направо к Яузе спускается Елизаветинский переулок. Здесь находился давший ему название бывший Елизаветинский институт, который когда-то расположили в бывшем доме Демидовых, а ныне его занимает областной университет. Над зданием возвышается купол домовой Троицкой церкви. До Революции практически все крупные учреждения имели собственные храмы для сотрудников и клиентов.


45. Противоположная сторона улицы Радио занята сплошь промышленными зданиями. Но если сейчас это институт авиационных материалов (ВИАМ), то до 1935 года территория принадлежала ЦАГИ. Привлекает внимание башня со странной конструкцией на заднем плане.


46. Фото 1933 года даёт разгадку. На самом деле это установка лаборатории ветровых двигателей, сохранившаяся до наших дней лишь чудом.


47. А ещё раньше на этом месте находился лютеранский храм св. Михаила, где был похоронен уже упоминавшийся Яков Брюс. В 1920-е годы, при разборке кирхи для строительства ЦАГИ, обнаружили останки Брюса, но вскоре они бесследно пропали. Остались лишь кафтан и камзол, хранящиеся в запасниках ГИМ.


48. Сделав по пути несколько замысловатых петель, мы снова вернулись к Бауманской улице. Около её пересечения с улицей Радио находится реставрационный центр имени Грабаря, сгоревший 15 июля 2010 года.


49. Направимся в сторону берега Яузы, а по дороге взглянем на БЦ «Туполев Плаза», представляющий собой ядрёную смесь из нагромождения классических деталей и больших стеклянных поверхностей.


50. Через Салтыковский горбатый мостик направимся туда, где за рекой видны высокие купола храмов.


51. На том месте, где стоят кирпичные громады, располагался завод «Опыт» КБ Туполева. Именно здесь собирали опытные экземпляры новых машин. Затем их разбирали, и по воде доставлялись в Жуковский. В частности, на этом пяточке строили первый гигант Ту-144.


52. От моста резко поднимается в гору Самокатная улица. Наверху она упирается в ворота старых корпусов ликёро-водочного завода «Кристалл».


53. Своим старым названием, Новоблагословенная, улица обязана достигнутому в 1800 году соглашению между частью старообрядцев и официальной церковью. Император Павел I установил порядок, по которому православным священникам позволялось служить в старообрядческих храмах. Возникшая церковь получила название Единоверческой или Новоблагословенной. На Самокатной улице расположены два самых старых из сохранившихся единоверческих храмов.


54. Летний Троицкий храм построен в 1817 году для Троице-Введенской единоверческой общины, подчинявшейся ортодоксальному православию.


55. В 1829 году рядом достроили зимний Введенский храм. Комплекс из двух церквей, получивший название Троицевведенского, был закрыт и разграблен в 1931 году, но сейчас полностью восстановлен и радует глаз ампирными формами.


56. Самокатная улица упирается в Волочаевскую, и здесь маршрут экскурсии заканчивается. Отсюда рукой подать до другого старообрядческого района Москвы - Рогожской слободы, но о ней как-нибудь в следующий раз.

При подготовке материала использовалась книга А.В. Рогачёва «Окраины старой Москвы».

Источник

Картина дня

наверх