На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Квартира, дом, дача

210 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей
    Устала от затхлого запаха?😁😁😁.Так постирай хоть чем нибудь!!!Устала от "затхло...
  • Валентин Воробьев
    Пробовал чистить и выкинул. Вещь опасная для здоровья и бесполезная. Не чистит ничего."Дешевая меламино...
  • Алексей
    Зачем делать интерьер "визуально дороже"???5 доступных спосо...

Нарисуем — будем жить

Кто придумывает дома, которые становятся символами эпохи

304Кадр: фильм «Архитектор»

Идея многоквартирного строительства, мягко говоря, не нова: первые опыты такого рода проводились еще в Шумере и Вавилоне. В античности дома в несколько этажей строились уже вовсю, причем их квартирография была достаточно разнообразной — от «двушек» до четырех-пятикомнатных квартир. Но по-настоящему массовой застройка стала только к XIX веку — и с тех пор процесс только набирал обороты. Какими были многоквартирные дома и кто их придумывал, разбиралась «Лента.ру».

Искусство — в массы

До второй половины XIX века московская городская застройка велась главным образом по галерейному принципу: один-два этажа с комнатами, которые соединяются между собой «цепочкой». На смену этому подходу пришел секционный, или лестничный, принцип: квартиры располагаются вокруг лестничной клетки. Такой подход сразу пришелся по душе владельцам недвижимости — и в городе началась эпоха многоквартирных доходных домов.

Особенно активно такие дома строятся начиная с 1890-го и до революции 1917-го, и в их внешнем облике преобладают модерн, неоклассика и неорусский стиль. Рассчитанные на самый разный кошелек, доходные дома того периода — даже те, которые строились для малоимущих, как «Красный ромб» и «Свободный гражданин» на нынешней улице Гиляровского (тогда 2-я Мещанская) — сегодня впечатляют своим продуманным внешним обликом.

И это легко объяснить: к строительству доходного жилья привлекались лучшие архитекторы и даже живописцы. Доходный дом Перцовой на Пречистенской набережной, например, своим обликом обязан художнику Сергею Малютину. Его эскизы в былинном стиле настолько пришлись по душе заказчику строительства, инженеру Перцову, что он взял на проект именно Малютина, хотя в прошедшем ранее конкурсе на художественное оформление здания уже имелся другой победитель.

Дом Перцовой

Улица Гиляровского, 57.

«Чайный дом» на Мясницкой

«Дом со зверями»

Песня для нового быта

Эпоха доходных домов в Москве закончилась в 1917-м. Частную собственность на землю отменили сразу же, на постройки — чуть позже, но в любом случае практика заработка домовладельцев на жильцах в парадигму новой власти никак не вписывалась.

Первые несколько лет советской власти основными категориями массового жилья в столице оставались коммуналки и бараки. Проблема нехватки жилья властями осознавалась, но ресурсов на ее решение не хватало, подступиться к задаче Советы смогли ближе к середине 1920-х.

Строили принципиально новые дома — такие как конструктивистские кварталы на Шаболовке, в Сокольниках, на «Авиамоторной». Их авангардный внешний облик был не просто «отстройкой» от архитектуры царского периода — новая форма выражала и новый подход к организации быта. Жильцам дома-коммуны «1-е Замоскворецкое объединение», например, запрещалось привозить с собой иконы и даже старую мебель. А в доме-коммуне Николаева (по имени архитектора здания Ивана Николаева, детально продумавшего весь быт будущих жителей) комнаты, по сути, представляли собой ячейки для сна, по площади сопоставимые с купе поезда. Всем, что происходило в период бодрствования, жильцам предлагалось заниматься на общественных территориях: душ принимали в санитарном блоке, питались в столовой и т.д. Весь процесс обычного дня жителей коммуны был заранее расписан едва ли не по минутам и строго регламентирован.

Хавско-Шаболовский жилой комплекс

Конструктивистский квартал в Сокольниках

Дом Наркомфина

Дом-коммуна Николаева на ул. Орджоникидзе

Имперский масштаб

В 1930-е на смену авангарду приходит «сталинский большой стиль» — в Москве строятся монументальные многоквартирные здания помпезной архитектуры, с обилием декоративных элементов, тяготеющие к классике и ар-деко. Любопытно, что изначально «сталинки» проектировались с учетом своего рода социального расслоения: первые подъезды отводили руководящим товарищам, вторые — инженерам и конструкторам и т.п. Просторные планировки «сталинских» квартир и их высокие потолки до сих пор уважаемы покупателями недвижимости.

Венцом стиля стали так называемые «семь сестер» — высотки характерной архитектуры с многоярусными башнями и шпилями. Жилые «сестры», хотя о них и говорили как о жилье для народа, заселили исключительно представители элиты. Собственно, на высотках «большой стиль» и закончился — в 1955-м вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», избыточная декоративность сталинской архитектуры быстро стала мишенью для шуток. Наступала новая строительная эпоха.

Фрунзенкая набережная\n

Ленинский проспект

«Дом на набережной»

Вид на жилой дом на Котельнической набережной.

Жилой дом на Кудринской площади

Высотное здание на красных воротах

Великий конвейер

К архитектуре «хрущевок» можно относиться по-разному, но стоит помнить, что к индустриальному домостроению в СССР обратились ради решения самого настоящего жилищного кризиса. К тому моменту многие семьи в стране поколениями жили в коммуналках — к слову, даже в «сталинских» домах, до сих пор нежно любимых москвичами, некоторые подъезды заселялись коммунально: квартир на всех не хватало.

Главное преимущество панельных пятиэтажек — скорость их строительства: целый дом можно было возвести (по сути, собрав как конструктор) за 10-12 дней. Находились и бригады-рекордсмены — известно о строительстве дома за пять суток.

Что до внешнего облика панельных домов, в начале 1950-х в архитектурной среде еще оставались иллюзии на этот счет: «В капиталистических странах (...) так называемая “архитектура” сборных домов действительно ничего общего с искусством не имеет, — говорится в статье 1952 года «Об архитектуре крупнопанельных зданий». — Требования к архитектуре крупнопанельных зданий [в СССР] нисколько не снижаются по сравнению с требованиями к архитектуре обычных зданий». И действительно, первые московские «панельки» выглядят так, что их легко принять за «сталинки».

Но и строились они не так быстро. Так что уже ко второй половине пятидесятых было принято постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Программный документ ориентировался на решение жилищного вопроса в течение 20 лет, а потому эстетика была безоговорочно подчинена экономическим соображениям.

По этому пути, постоянно совершенствуясь, массовая застройка шла весь остаток советского периода: серии усложнялись, этажность росла, квартиры становились просторнее — но внешний облик оставался «за скобками». Даже строившиеся из кирпича по индивидуальному проекту «цековки» архитектурными излишествами явно не блистали.

Квартал каркасно-панельных домов на Хорошевском шоссе

Дома на Песчаной улице

Дом К7

Дом на Гримау в Черемушках

Башня Вулыха

II-18/9

П-44

КОПЭ

Пьянящий воздух свободы

Типовое советское домостроение вывело страну из острейшего жилищного кризиса, но этот прорыв к началу 90-х был основательно обесценен потомками счастливых переселенцев: с падением СССР и появлением свободного рынка людям, приобретающим первые квартиры в собственность, захотелось чего-то особенного и необычного.
Компании-застройщики, пришедшие на смену обанкротившимся ДСК, ответили на этот запрос быстро: в новостройках появились квартиры свободной планировки, в моду вошел «богатый» дизайн с арками, искривленными дверными проемами и прочим евроремонтом.

Массовая застройка того периода представляла собой микс старого и нового. Начатые еще при СССР проекты достраивались частными застройщиками в меру сил и ответственности — порой «из того, что было». Известны случаи, когда дома поздних панельных серий облицовывались частично кирпичом, частично — панелями, причем предназначенными для другого типа домов.

Первые элитные проекты того времени ориентировались на формирующуюся целевую аудиторию «новых русских», а потому должны были поражать и внешним обликом, и планировками. Для своего времени это действительно были знаковые проекты — но сегодня многие из них вызывают разве что вежливое недоумение или ностальгическую улыбку. Дело в том, что в условиях быстро растущего рынка и деньги, и желание строить, и потенциальные покупатели — все это уже было, а девелопмент как таковой еще не сложился: первые элитные дома строились буквально компаниями из нескольких знакомых-инвесторов. Так что и архитектурные, и планировочные решения того времени сегодня смотрятся несколько наивно.

В начале 2000-х рынок стал приобретать цивилизованные черты, но адекватно оценивать ситуацию большинству застройщиков мешал бум спроса: покупали все, даже супердорогие проекты с грубыми планировочными ошибками. И только отрезвляющее влияние кризиса 2009 года заставило бизнес наконец подумать о том, что же нужно покупателю жилья.

1.090.1 «Оптима»

П 44Т

«Айсберг»

С-220

Первый элитный дом Москвы

ЖК «Опера Хаус»

«Торис-Хаус»

Новая аристократия

Второе десятилетие XXI века стало периодом окончательного становления рынка недвижимости с сегментами, ориентированными на конкретных покупателей с их конкретными потребностями. Череда экономических спадов привела площади и планировки квартир в полное соответствие со вкусами и кошельками горожан, а растущая конкуренция за клиента привела к возвращению на рынок ее величества эстетики.

Жилые дома наконец вернули себе то, что десятилетиями приносилось в жертву экономическим соображениям: индивидуальность. Авторские проекты сегодня разрабатываются даже для жилья комфорт-класса, а в премиум-сегменте можно встретить архитектурные концепции такого уровня, что эти новостройки можно считать произведениями искусства.

Речь не только о возврате к вечной классике — современная архитектура московских жилых домов ставит Москву в один ряд с европейскими столицами. И это понятно: над концепциями лучших московских проектов работают архитекторы мирового уровня.

Скажем, жилой квартал в Раменках компании Донстрой строится по дизайн-коду, разработанному британскими архитектурными бюро LDA Design и UHA London. Современная европейская архитектура идет Москве: соразмерные человеку невысокие дома ЖК «Событие» выгодно смотрятся на фоне зеленых Раменок, легкие и динамичные линии дают энергию и ощущение перспектив, которые дарит своим жителям столица, а камерная атмосфера приватных дворов, казалось бы, утерянная городом за последние полвека, позволяет отдохнуть и набраться сил.

На примере ЖК «Событие» хорошо видно, как можно в одном проекте собрать все лучшее, что было в московской архитектуре за последние полтора века: индивидуальность внешнего облика, камерность общественных зон, потолки высотой 3,1 метра и большие окна, уникальные форматы штучных квартир: с лаунж-зонами, террасами, вторым светом… И еще: пожалуй, главное, что выделяет проект среди многих других — даже не слишком сведущему в современных архитектурных трендах человеку понятно: концепция «События» выбиралась с тем, чтобы и десятилетия спустя этот комплекс воспринимался как украшение города.

ЖК «Событие»

«Событие» — часть нового современного квартала ДОНСТРОЙ в Раменках, концепция которого создана британскими архитектурными бюро LDA Design и UHA London. По дизайн-коду именитых британцев известное российское бюро APEX project bureau разработало архитектурное решение жилого комплекса, благодаря которому жилой комплекс привлекает легкостью и динамичностью в сочетании с продуманностью каждой детали.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх