На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Квартира, дом, дача

210 490 подписчиков

Свежие комментарии

  • Lyudmila
    А зачем органайзер делать из пенокартона для кухонных приборов если их море различных продается за небольшие деньги. ...20+ человек показ...
  • Traveller
    Отрывающиеся запчасти от такого шарика застревают в месте закрытия клапана и вода аккуратненько льётся в унитаз мален...Положила алюминие...
  • Виктория Иванова
    Значит мы, все, гении! 🤓20+ человек показ...

Великий и ужасный советский дизайн интерьеров: от классики до минимализма

Дизайн интерьеров времен СССР у многих ассоциируется с ковром на стене, массивным шкафом-стенкой в гостиной, «хрустальной» люстрой в тесном пространстве хрущевских квартир, на фоне полного отсутствия ремонта. На самом же деле интерьерные стилистики заметно различались в разные годы, пройдя художественные эксперименты 20―30-х, влияние Запада в 50―60-х и эпатаж 80-х годов.

304

Речь пойдет преимущественно об интерьерах, в которых жили простые люди. Оформление быта «высшего класса» характеризовалось роскошью и недоступным для пролетариата размахом, претерпевая лишь небольшие изменения на протяжении советского периода.

20-е: дизайн без дизайна

В первые послереволюционные годы люди из деревень стали активно привлекаться для работы в городах. Большинство из них были из бедных семей: их сельский быт был максимально скромным, а о городском они представления не имели. Поэтому оформление жилых помещений основывалось на практичности. Многие жили большими семьями в комнатушках «коммуналок», под которые советские власти пустили богатые квартиры и дома буржуазии. Мебель вообще была признаком достатка: хорошо, если у семьи была хотя бы одна кровать и стол, а небогатый гардероб и домашняя утварь умещалась в сундуке, на котором тоже можно было спать.

Рабочие квартиры 1920-ые годы.

Рабочие квартиры 1920-ые годы.

«Родное» городское население составляло тогда не более 18%. У немногочисленной интеллигенции и партийной элиты жилища были более просторными. Они оформлялись в стиле классицизма, укомплектовывались добротной мебелью, зачастую изготовленной под заказ.

30-е: конструктивизм и коммуны

Когда люди хоть как-то отошли от последствий Первой мировой, они начали задумываться о комфорте. Помещения оформлялись с учетом максимальной функциональности, но без излишеств. Мебель в большинстве квартир была дешевой: денег часто не хватало даже на еду. Кустарное изготовление предметов интерьера было весьма распространено, хотя мебельные фабрики уже открылись в большинстве крупных городов Советского Союза ― в Москве, Гомеле, Харькове, Махачкале, Симферополе и пр.

Фото: RЯБИНИН, https://dzen.ru/media/mryabinin/kak-vygliadela-kommunalnaia-kvartira-tridcatyh-godov-5b75c916f1ab7d00a9b7597c

Фото: RЯБИНИН, https://dzen.ru/media/mryabinin/kak-vygliadela-kommunalnaia-...

Конструктивизм, как интерьерный стиль, наиболее ярко проявлялся в оформлении производственных зданий, кинотеатров, дворцов культуры. Дизайн характеризовался большими пространствами и простыми формами, стремящимися к квадрату, прямоугольнику, кругу.

Отдельное явление, характерное для этого периода ― дома-коммуны, созданные для разгрузки рабочих от бытовых вопросов и повышения эффективности их труда. Многие из таких жилищ, называемых «дома Советов», обустраивались в старинных зданиях, другие ― разрабатывались конструкторскими бюро. В таком общежитии были не только спальные комнаты, но и нечто вроде детского сада, прачечная, общие душевые, столовая, клуб. Места в таких домах хватало на 200-600 человек, а интерьеры были максимально простыми и минималистичными. Декора не предусматривалось: детали и элементы, не выполняющие каких-либо функций, исключались.

Полевые ясли и детские сад, 1932 год. Сельскохозяйственные коммуны.

Полевые ясли и детские сад, 1932 год. Сельскохозяйственные коммуны.

40―50-е: сталинский ампир и европейские ценности

Стилистику сталинского ампира часто именуют «сталинским гротеском», за напускную роскошь. Интерьеры зажиточного класса обильно декорировались полуколоннами и пилястрами, частый атрибут ― роскошные кожаные диваны и объемные кресла. Паркет «ёлочка» особенно характерен для этого периода, хоть и использовался со времен царской России. Дома партийных чинов украшались «трофейными» предметами искусства и импортными аксессуарами.

Сталинский ампир.

Сталинский ампир.

В 50-е годы в стране уже можно было купить бытовую технику. Наличие телевизора, проигрывателя, холодильника, прочих предметов, делало интерьер «почти европейским». Достать эти изделия было достаточно сложно: порой копить на покупку приходилось годами, а покупать ― записавшись в очередь, также растягивающуюся как минимум на месяцы.

Рабочий класс, несмотря на бедность послевоенных лет и перманентное отсутствие ресурсов, старался украшать свои скромные жилища. Домохозяйки вязали коврики из остатков изношенного трикотажа, изготавливали пестрые лоскутные одеяла, плели абажуры из макраме для торшеров.

Советский быт в 50-ых годах.

Советский быт в 50-ых годах.

Если создать уют в жилой комнате, не имея денежных средств ещё как-то можно было, то понятие дизайна в санузле или кухне отсутствовало полностью. Люди старались хотя бы соблюдать порядок и чистоту в этих помещениях.

60―80-е: советский модерн и минимализм

Советский модернизм, порой граничащий с минимализмом, был приоритетным в квартирах рабочего класса. Молодые люди, детство которых было чрезмерно аскетичным, бунтовали против принятых стандартов. Они снимали со стен обои, украшали помещения яркими и «уличными» предметами, надписями и грампластинками, купленными «из-под полы».

Интерьер в фильме "Бриллиантовая рука", 1968 год. Режиссёр: Леонид Гайдай

Интерьер в фильме "Бриллиантовая рука", 1968 год. Режиссёр: Леонид Гайдай

Именно для этого периода характерны ковры на стенах, защищающие от шумных соседей, столы-книжки, лёгким движением трансформируемые из компактной тумбы в свадебно-новогоднее место приёма пищи, кресла-кровати, решающие вопрос наличия спальных мест в тесных квартирах, а также табуретки вместо стульев.

В оформлении интерьера ― обои в мелкий цветочек, тюль, наклеенная прямо на стекла «южных» окон, ситец, покрытый пятью слоями паркетного лака, поклеенный на пол. В гостиной ― «стенка» со стеклянными витринами, заполненными хрусталем, в ванной ― белый кафель, на кухне ― гарнитур из ДВП и кастрюли с маками.

Великий и ужасный советский дизайн интерьеров: от классики до минимализма

Если маловместительных шкафов-шифоньеров вполне хватало для гардероба семьи 60-х годов, то к 80-м вещей, в том числе доставаемых у спекулянтов, стало больше. Организация систем хранения породила антресоли в прихожей и кухне. Возможность сделать полноценный ремонт всё ещё существовала не у всех: принцип «за шкафом не клеим, под диваном не красим» сохранился во многих домах даже в 90-е годы.

Великий и ужасный советский дизайн интерьеров: от классики до минимализма

Советский дизайн в интерьерах современности

Дизайн в советском стиле популярен даже спустя более чем 30 лет после распада СССР. Это происходит по разным причинам. Кто-то не в силах расстаться с малофункциональной и уже раритетной, но все ещё прочной и красивой мебелью, родными сердцу фарфоровыми безделушками, и той-самой-люстрой, которую с таким трудом удалось добыть лет 60 назад.

Другие реально собирают предметы быта тех лет, аккуратно размещая в гостиной купленное на барахолке и за большие деньги отреставрированное пианино, ставят на видном месте всё ещё рабочий проигрыватель, в окружении коллекционных грампластинок, а для кухни добывают «пузатый» холодильник «Зил-Москва» и набор совершенно небьющихся граненых стаканов. Третьи же, обычно в связи с отсутствием финансов, просто не могут позволить себе полноценно обновить интерьер, так и оставаясь жить в «бабушатнике» с покосившимся сервантом и неизменными коврами на всех интерьерных поверхностях.

Великий и ужасный советский дизайн интерьеров: от классики до минимализма

Современные дизайнеры интерьеров чаще всего «огламуривают» и чрезмерно романтизируют советский быт, одновременно брутальный, простой и уютный. Большей частью это делается для того, чтобы вызвать ностальгию и успешно продать свои идеи тем, чьё счастливое или не очень детство и молодость прошли в СССР.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх