Последние комментарии

  • александр пасечник
    ..все пофиг..у меня - 10 на 12 в двух уровнях...весной когда все цветет - сказка...и на фиг мне гейропа ...Почему в Англии находятся самые маленькие дома в Европе
  • Елена Ермакова
    у нас в Екатеринбурге полно таких домов и несколько раз уже такие балконы от старости сами отвалились... Мужчина в старом доме полностью остеклил балкон своими руками вложив кучу денег. Фото До/После.
  • Натали Валуа
    Спасибо.Объясняет юрист: Почему нельзя штробить стены под электрику

Русская изба: как что называется

304На нашем портале уже выкладывался материал о уникальной домовой резьбе – «визитной карточке» старинных русских деревянных домов.

В продолжение этой темы еще немного материала о том, как в старину назывались элементы конструкции и декора деревянных построек и какие, помимо резьбы, применялись украшения.

Итак, названия элементов. В разных частях страны их именовали по-разному, но основные детали имеют схожие названия – ведь базовая конструкция все-таки сохранялась, и функции отдельных элементов отражались в названиях.

Начнем снизу вверх. Обычно избу ставили либо на грунт, либо на столбы. Фактически эти столбы располагались по углам и были предками современного свайного фундамента. Кстати, сказочное определение «избушка на куриных ножках» связана именно с формой этих столбов – они часто делались из комлевой (нижней, с остатками корней) части древесного ствола и вполне могли напоминать куриные лапы. Наверное, поэтому в некоторых регионах столбы назывались «куричины».

Основная часть избы – это венцы, срубленные «в чашу» (старинное название «в обло»), «в лапу», «в охряп» и так далее. Что интересно – соединенные венцы так и назывались венцами, а вот одиночные, составляющие фронтон двускатной крыши – «самцы» (вовсе не от обозначения животных мужского пола, а от слова «сам», то есть одинокий, одиночный).

Крыша рубилась по схеме, напоминающей нынешнюю стропильную систему. Основное бревно – «князь» («кнес», «князек») и параллельно с ним уложенные слеги поддерживали элементы, направленные от «князя» вниз, к свесу крыши. Эти элементы, прообразы современных стропил, назывались «курицами» или «кокорами» из-за характерного загиба на конце. Слеги монтировались на венцах фронтона – «самцах» врубкой, также врубкой крепились на слегах кокоры. Далее настилалась крыша из теса или дранки, после монтировался так называемый «охлупень», он же «конек» или «шелом». Это максимально ровное бревно с V-образным пазом внизу, которое защищает края настила от влаги и перенаправляет ее вниз, по тесу или дранке. Название «конек» охлупень приобрел из-за часто используемого украшения – резной головы коня или другого животного.

На свесе крыши часто монтировались водосточные желоба. Их именовали «поток», «водотечник». Именно для их укладки и необходимы были загибы на концах «куриц».

Внутри избы устраивался потолок – на прочную центральную балку «матицу» укладывали тес, который сверху, со стороны чердака, посыпали землей для утепления.

Что касается таких вроде бы обязательных, с точки зрения современного человека, элементов конструкции, как пол и окна – в древнерусской избе они были совсем не такими. Пол чаще всего был земляным или глинобитным, в поднятых на столбах постройках он устраивался из расколотых пополам и подогнанных друг к другу бревен. Окна, из-за отсутствия стекол, делались очень маленькими, только для проветривания. В холода они закрывались специальными защитными щитками, почему и назывались «волоковыми» - от «волочить» (задвигать, двигать). Были с слуховые окна – постоянно открытые, на чердаке.

«Красное» окно (или окна) были не во всякой постройке – они имели значительно большие размеры и требовали использования какого-то, относительно прозрачного и при этом не пропускающего холод материала. Вместо стекла применяли бычьи пузыри, слюду – освещение было крайне слабым, но все-таки было.

Названия декоративных украшений фасада, крыши и окон представлены на рисунке ниже.

Ну и напоследок – обещанные варианты украшения деревянных домов из разных областей страны.

Удачное соединение христианской и языческой символики, не так ли?

Птица Сирин или Гамаюн - один из характерных элементов резьбы

Томск, 19-й век

Подмосковье

Владимир

Иркутск

Кострома

Вологда

Помимо резьбы широко использовалась роспись - в основном, конечно, внутри, для печных изразцов, но и снаружи резные элементы часто раскрашивали

 

 

Источник ➝
Загрузка...

Популярное в

))}
Loading...
наверх