
Приходилось ли вам видеть маленькие домики на крышах старых домов? Почти уверена, что да. Но заходили ли вы дальше в своем любопытстве? Если нет – этот материал расставит все на свои места. Ну а если вы уже знаете ответ… Все равно задержитесь! Кто знает, может быть, в моем рукаве припасено несколько интересных деталей.
Коротко о предыстории

История маленьких домиков началась в 1918 году. Период, как вы понимаете, не самый благоприятный. Отсюда напрашивающийся вывод: строили такие «дома» явно не для красоты.
Поводом к строительству стал инцидент, случившийся в Петрограде. Если в двух словах: советские зенитчики выстрелили по немецкому самолёту, но снаряд не взорвался в воздухе. Вместо этого он упал на набережную, повредив здания и ранив людей.

С тех самых пор для укрепления воздушной обороны на крышах домов стали устанавливать небольшие вышки.
Для большего понимания пройдемся по функциям более детально:
1. Наблюдение с воздуха. Здесь, думаю, все понятно: смотровые площадки использовались для обнаружения вражеских самолётов.
2. Фиксация бомбовых ударов. Наблюдатели определяли места падения зажигательных бомб и направляли команды МПВО для их ликвидации (обычно тушения песком).
3. Контроль обстановки. При диверсиях и прочих нестандартных ситуациях дежурные уведомляли штаб, который, в свою очередь, направлял к ним оперативные группы.

К 1930-м годам строительство таких «домиков» стало массовым: к началу войны в Ленинграде количество пунктов приблизилось к отметке в 180 штук. Интересный факт: дежурили в этих домиках девушки-добровольцы. Они же помогали тушить пожары, разгребать завалы и оказывать первую помощь пострадавшим.
В наши дни в этих вышках нет необходимости, так что их основное назначение – быть архитектурными памятниками. Есть источники, которые указывают на инициативы по «воскрешению» некоторых вышек. Инициативные граждане предлагают сделать из них обновленные смотровые площадки, но на этот раз для более мирных целей.
Для чего еще строились маленькие дома на крышах?

На крышах железнодорожных станций, заводов и частных домов можно было (хотя почему «было»?) встретить небольшую пристройку; она же – водонапорная башня. С ее помощью люди поддерживали давление в водопроводе и хранили запасы воды.
Крыши многоэтажек тоже частенько выделялись небольшими «домиками», но в них заложены иные цели (и все они связаны с лифтом и его обслуживанием). Механизмы, встроенные в них, например, удерживали лифты от раскачиваний, а также облегчали подъем кабины за счет груза на противоположном конце троса. Более того, эта практика (с маленькими домами) активно используется и в наши дни.

Свежие комментарии